TOP

Союзнический тупик

15 декабря посол России в Беларуси Александр Суриков заявил, что нефтегазовые споры между странами будут разрешены к 20 декабря. «Тупик рассасывается. И буквально днями все проблемы, связанные с нефтегазовыми делами, будут разрешены к удовлетворению двух сторон», — считает он. 

Вполне может быть. Только хотел бы обратить внимание, что, во-первых, уверения, будто конфликт урегулирован, уже звучали из уст вице-премьеров двух государств и даже самого А. Лукашенко. Но потом выяснялось, что узел противоречий завязывается все туже.

И во-вторых, пока все факты говорят о том, что белорусско-российское противостояние развивается по пути эскалации.

Например, 9 декабря у А. Лукашенко прошло совещание по вопросу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Этот документ после долгих обсуждений был согласован на уровне правительств стран—участниц данного объединения. Осталась формальность: торжественно подписать его на заседании Высшего Евразийского экономического совета 26 декабря в Санкт-Петербурге.

И вот на совещании неожиданно выяснилось, что президент Беларуси имеет претензии к Таможенному кодексу и, судя по всему, не очень хочет его подписывать. Правда, их суть не совсем конкретная. Скорее, А. Лукашенко выразил недовольство самим функционированием ЕАЭС. Он предложил новое обсуждение уже согласованного документа даже в райисполкомах и с участием «всех специалистов, вплоть до оппозиционно мыслящих».

Вряд ли можно сомневаться, что угроза не подписать согласованный документ — это средство давления на Россию, чтобы вынудить ее пойти на уступки в других вопросах, прежде всего, в нефтегазовой сфере. Так А. Лукашенко делал и раньше. В 2009 году он отказался подписывать соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования в рамках ОДКБ, пока Москва не снимет ограничения на поставку в Россию молочной продукции. В 2014 году он тормозил подписание документов о создании ЕАЭС, пока Россия не согласилась оставлять нефтяные пошлины в белорусском бюджете. Так что мы имеем дело с новым шантажом накануне саммита в Санкт-Петербурге.

Еще один факт, свидетельствующий об ужесточении позиции Москвы. 8 декабря пресс-служба белорусского правительства объявила, что Беларусь осуществила авансовый платеж за поставку российского газа, т. е. вернула часть своей задолженности. Казалось бы, Россия должна была бы только приветствовать этот компромиссный шаг Минска. Ан нет. 18 декабря вице-премьер РФ А. Дворкович проинформировал, что Россия вернула Беларуси аванс за газ и ждет полного погашения долга.

О подробностях переговоров между сторонами сообщила хорошо информированная российская газета «Коммерсант». По ее сведениям, Беларусь согласна погасить $425 млн задолженности за российский газ с начала года при условии, что в ближайшее время страна получит третий и четвертый транши кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). Требования белорусской стороны вполне понятны, ибо найти такую сумму живых денег руководству Беларуси теперь совсем не просто.

Надо сказать, что условие Минска трудно выполнимое. Напомню, что третий транш, на который белорусское руководство рассчитывало еще осенью, оно не получило. Фонд ссылается на невыполнение Беларусью некоторых параметров антикризисной программы. Директор проектной группы по финансовым кредитам ЕФСР А. Мирзоев в интервью БелаПАН сообщил, что совет фонда, на котором будет обсуждаться этот вопрос, пройдет только в начале следующего года. Да и никогда такого не было, чтобы фонд выделял сразу два транша.

Далее. Согласно газете «Коммерсант», в обмен на полное погашение газового долга Россия обещала субсидировать поставки газа для белорусского энергосектора со второго полугодия 2016 года по первое полугодие 2019 года. Это те так называемые «межбюджетные компенсации». Субсидия составит около 300 млн долларов в год. Это меньше, чем стороны договорились в октябре. Тогда, если верить той же газете, речь шла об объеме компенсации в размере 1,4 млрд долларов за полтора года.

Еще более интересно, в какой форме произойдет эта компенсация. «Коммерсант» пишет: «Механизм предоставления субсидии должен быть следующим: Белоруссия сможет зачислять в свой бюджет пошлины от экспорта поставляемой в страну российской нефти (так это происходит с выработанными из нее нефтепродуктами)».

Пока из этой информации механизм вырисовывается малопонятный. То есть получается, что Беларусь будет перепродавать российскую нефть, которую Россия просто подарит союзнику? Какая-то очень странная и запутанная схема.

Наконец, вспыхнул еще один, латентно тлеющий конфликтный очаг. Белорусская сторона весьма остро стала реагировать на претензии Россельхознадзора к поставляемой на российский рынок продовольственной продукции. Сейчас РФ заблокировала экспорт 20 белорусских предприятий.

Сначала А. Лукашенко довольно резко высказался в адрес главы Россельхознадзора Сергея Данкверта. Затем в отношении этого российского чиновника и его ведомства началась кампания в белорусских государственных СМИ. «Советская Белоруссия» посвятила «разоблачениям» деятельности Россельхознадзора и его главы целые две полосы. В воскресенье 18 декабря в информационных программах всех телеканалов прошли большие сюжеты на эту тему. На «Беларусь-1» действия Россельхознадзора признаны «мясо-молочной диверсией», а вице-премьер М. Русый назвал претензии С. Данкверта к белорусской продукции «экономическим дебилизмом».

Эта проблема для Беларуси чрезвычайно важная. Дело в том, что по итогам прошлого года поставки продовольствия составили 36% белорусского экспорта в Россию. Для сравнения: доля машиностроительной продукции оказалась только на уровне 25%.

Претензии Россельхознадзора в адрес белорусской продукции трудно оценить однозначно. Ибо хорошо известно, что это российское учреждение давно стало инструментом внешней политики РФ, способом политического давления России на другие страны. Поэтому сложно понять, где заканчивается политика и начинается действительная забота этого органа сельхознадзора о качестве импортируемой продукции.

К тому же претензии Россельхознадзора уж слишком противоречивые. С одной стороны, он указывает на плохое качество белорусских продовольственных товаров. А с другой стороны, российские чиновники все время возмущаются чрезмерными объемами продукции, поставляемой из Беларуси в Россию. Кроме набивших оскомину историй об экспорте в РФ из нашей страны креветок и итальянского сыра «пармезан», есть и другие обвинения. Например, Беларусь поставляет в Россию больше яблок, чем их выращивается в стране.

Та же самая история и с молочными товарами. Согласно данным Россельхознадзора, в этом году поставки белорусского концентрированного молока возросли в сравнении с 2015 г. на 713%, молочной сухой сыворотки — на 240%, сгущенного молока — на 215%. Дескать, откуда такой фантастический рост производства в Беларуси? Россия подозревает, что происходит реэкспорт иностранной продукции под видом белорусской. Представители Беларуси все опровергают, утверждая, что цифры, приводимые Россельхознадзором, завышенные. Поскольку между Беларусью и Россией нет таможенной границы, то вопрос о точной статистике подвисает.

Так что уверения посла А. Сурикова, что «тупик рассасывается», как-то слишком оптимистичны.

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

Криминализация белорусофобии

Обратная пропорциональность

И вновь продолжается бой

Жанр охотничьих рассказов

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.