«Безнадега. Точка. Бай»
Главный смысл новогоднего поздравления А. Лукашенко белорусскому народу заключен в следующем пассаже: «В разных уголках планеты вспыхивают вооруженные конфликты, совершаются теракты, обостряются межнациональные и межконфессиональные войны. Сохранить Беларусь островком стабильности и спокойствия было непросто. Но мы это сделали, обеспечив мир и безопасность граждан!»
Та же мысль прозвучала и во время выступления президента на Рождество в Свято-Духовом кафедральном соборе: «Мы никому не можем отдать эту землю и это государство… Главное — мир и покой. Как только мы сотрясем нашу Беларусь, нам мало не покажется. Тут уже далеко за опытом ходить не надо (не надо идти на Ближний Восток, в Африку, в Азию) — у нашего порога яркий этому пример».
Уже третий год мы наблюдаем игру на понижение ставок, опускание вниз планки требований общества к власти. А. Лукашенко демонстрирует изящный политтехнологический фокус. Поскольку президент не в состоянии обеспечить стране развитие, населению — рост уровня жизни, то надо поменять систему координат, шкалу оценки, индикатор степени состоятельности власти. Теперь общество должно благодарить политическое руководство только за мир. Хотя непонятно, кто с кем в Беларуси собирался воевать, кто планировал нападать на страну извне, в чем здесь заслуга президента. Но отсутствие войны власть приписала себе в актив. И настойчиво предлагает обществу ее за это благодарить, кланяться и ничего больше не требовать. Ни работы, ни нормальных зарплат и пенсий, ни свободы и демократии. Живые — и слава Богу и президенту.
Логика власти вполне понятна, ибо страна вступает в 2017 год в условиях острого экономического кризиса. Оптимистических факторов совсем не много. Разве что к таковым можно отнести небольшой рост мировых цен на нефть (и, соответственно, на нефтепродукты) и калий.
Все остальное совсем плохо. Россия вряд ли станет драйвером роста для белорусской экономики. Там тоже рецессия, экономический рост запланирован только в 1%.
Тяжелым камнем на теле экономики станет внешняя задолженность. Если суммировать государственный долг и долг Нацбанка, то получается, что в наступившем году Беларусь должна вернуть $5 млрд. В бюджете на эти цели запланирована только четверть от указанной суммы. Размер долга, который нужно вернуть в этом году, примерно соответствует объему золотовалютных резервов страны.
В прошлом году была похожая ситуация, но из трудного положения удалось выйти за счет получения новых кредитов. Что нам светит в этом плане в нынешнем году?
Как известно, 25 марта 2016 года Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР) принял решение о выделении Беларуси кредита на сумму $2 млрд долларов. Кредитная программа рассчитана на 2016—2018 годы. Первый транш в размере $500 млн поступил 30 марта, второй ($300 млн) — 29 июля. Третий транш (тоже $300 млн) ожидался еще осенью, но так и не поступил. Кредит стал жертвой белорусско-российской нефтегазовой войны.
Таким образом, если с Россией удастся помириться, то в нынешнем году Беларусь может получить от ЕФСР около $1 млрд. Но вместе с бюджетными деньгами это составляет даже меньше половины суммы, которую в этом году предстоит вернуть.
Переговоры с МВФ, судя по всему, серьезно застопорились. Фонд требует реформирования госсектора, а белорусские власти отказываются. Поэтому вопрос о кредите МВФ надолго завис.
Уже который год правительство собирается разместить еврооблигации на европейском финансовом рынке, но все никак не решается, ибо дорого.
Можно, конечно, рассчитывать, что население продолжит сдавать валюту такими же темпами, как в 2016 году (около $2 млрд). Но это маловероятно, ибо люди за год существенно обеднели. В общем, говоря языком интернета, «Безнадега. Точка. Бай».
Многое будет зависеть от итогов нефтегазовой войны с Россией. Пока она в самом разгаре, и конца ей не видно. Более того, Минск идет на обострение, используя все доступные средства для шантажа Москвы.
Главным средством давления на Кремль стал бойкот А. Лукашенко саммитов ЕАЭС и ОДКБ в Санкт-Петербурге 26 декабря. Там президенты четырех стран — участниц Евразийского экономического союза (Армении, Казахстана, Кыргызстана и России) подписали Таможенный кодекс. Документ прислали в Минск на подпись президенту Беларуси.
И вот тут А. Лукашенко сделал ход, который можно расценить как дипломатический финт ушами. 28 декабря президент Беларуси подписал указ, которым уполномочил Таможенный комитет Беларуси на проведение переговоров по проекту договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
Оцените по достоинству весь интеграционный юмор и тонкое издевательство А. Лукашенко над В. Путиным и всеми остальными президентами стран—участниц ЕАЭС. Таможенный кодекс союза согласован всеми членами на уровне правительств, в том числе Беларусью. И вот когда четыре президента его уже подписали, здесь неожиданно белорусский лидер отказывается визировать этот документ и предлагает начать по нему новые переговоры. Дескать, начнем сначала. И, таким образом, Минск фактически торпедировал переход к очередному этапу евразийской интеграции.
На самом деле это такое достаточно прозрачное предложение Москве: давайте торговаться. Мол, что вы мне предлагаете за то, чтобы я подписал кодекс? Например, уступки в нефтегазовом конфликте.
Похожая ситуация складывается и в переговорах по вопросу транзита российской нефти через территорию Беларуси. Это еще одно средство шантажа России. Наши власти объявили о повышении цены на транзит российской нефти на 20,5%. Начались переговоры. Причем, уже несколько раз российская сторона объявляла, что обо всем договорились, а Минск опровергал это заявление.
В ответ РФ сокращает поставки нефти Беларуси в первом квартале до 4 млн т. В годовом выражении — это 16 млн т. Напомню, что в прошлом году Россия обязалась поставить 24 млн т.
Но не все так плохо, есть и хорошие новости. Хоккейная команда президента Беларуси в очередной раз выиграла Рождественский международный турнир любителей хоккея на приз президента Беларуси. Т.е. вы правильно поняли, А. Лукашенко выиграл приз имени самого себя. Из сообщений государственных СМИ мы узнали, что целую неделю внимание всего прогрессивного человечества было приковано к этому турниру, названному неофициальным чемпионатом мира среди хоккеистов-любителей.
Здесь мы имеем редкий даже для белорусской общественной жизни эксперимент, наглядно иллюстрирующий сущность политического режима в стране. Редкий по своей чистоте. В том смысле, что здесь нет никаких других политических, идеологических или пиаровских примесей. Этот турнир не нужен никому, за ним не стоят никакие номенклатурные лоббистские интересы. Одни издержки как для финансов, так и для структур, вынужденных заниматься мобилизацией болельщиков на эти игры. Все усилия государственных институтов используются только и исключительно ради развлечения и удовольствия одного человека. Чтобы порадовать детей на Новый год, люди придумали сказку про Деда Мороза. А здесь мы видим взрослую игру в эту новогоднюю или рождественскую сказку.
Валерий Карбалевич
Читайте также в рубрике «Диагноз»: