«Сигнал» услышал. Но не испугался и пошел дальше
Оршанец Виталий Павлов за активное участие в недавних выборах получил штраф размером в две базовые величины.
— Не стало это сигналом для вас, что с государственной машиной не стоит тягаться?
— Да, о какой-либо законности говорить не приходится, но для меня это не было неожиданностью. А что до сигнала, то скорее он о том, что наше дело правое, и рано или поздно, но мы эту систему сменим.
— Как вы пришли в «инакомыслие»?
— Я техник-электрик. Но потребность знаний, особенно по истории и культуре Беларуси, была столь велика, что в 45-летнем возрасте поступил в Минский институт культуры. К тому же моим хобби была нумизматика. Поэтому и выбрал специальность «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия». Но музейным работником стать не довелось: мои исторические статьи ни одно государственное издание в Орше не взялось печатать. Зато их с охотой взял независимый Оршанский региональный портал. Там работают люди, небезразличные к судьбе своей страны. Это и стало началом моей общественной деятельности.
— Чем занимаетесь, кроме «неправильной» журналистики?
— Во время последних выборов в местные Советы собирал подписи за демократических кандидатов Орши под бело-красно-белым флагом. Один выходил на центральные улицы, на оживленные перекрестки города. Как же было приятно, когда меня приветствовали сигналами десятки машин. Люди подходили и просто разговаривали, делились своими соображениями о существующем положении, много расспрашивали о том, что не пишется на страницах государственных газет, улыбались, увидев флаг. Оршанцы, как и многие люди у нас в стране, устали от официальной пропаганды и хотят перемен, хотят окунуться в свои национальные истоки. Некоторые приходили и предупреждали: мол, за углом милицейская машина! Один респектабельный мужчина попытался поставить подпись прямо из окна автомобиля, но мешали бордюры и ограждения. И он уехал парковаться, чтобы затем прийти и подписаться за демократического кандидата. Были, конечно, случаи и негативной реакции, но лучшего больше, и оно не может не вдохновлять.
— Но избирательные кампании проходят раз в несколько лет, остальное время — затишье…
— Конечно, в Орше противостоять тем же фальсификациям во время выборов гораздо труднее, чем в Минске. У нас меньше активистов и больше вседозволенности властей. Поэтому я и мои соратники приезжаем в Минск, чтобы поучаствовать в уличных акциях. Но и в Орше не сидим, сложа руки. На «Дзяды», к примеру, организовали «талаку» в месте массовых сталинских расстрелов, которое называется Кобыляцкая гора. Также осенью мы отпраздновали день рождения Владимира Короткевича у его памятника. Сейчас проводим творческие вечера и встречи в более узком кругу. Одна из задач, которая встает на порядок дня, донести до людей информацию и дать им понимание того, что над Беларусью нависла угроза потери государственности. Достаточно сказать о планируемых военных учениях осенью этого года, в рамках которых на территорию Беларуси войдут российские войска. Это может иметь самые непредсказуемые последствия. Поэтому нет такой силы, которая заставила бы меня испугаться, остановиться, поменять свою гражданскую позицию.
Галина Абакунчик