Конференция «Медиа Беларуси: вызовы и шансы», проведенная Белорусской ассоциацией журналистов, закончилась такой бурной дискуссией, что она «съела» намеченное программой подведение итогов. Лидеру организации Андрею Бастунцу пришлось ограничиться лишь прощальной фразой. По нашей просьбе он озвучил то, что хотел сказать тогда.
— У футболистов есть понятие отсроченного штрафа, предлагаю тему нашего интервью — отсроченное выступление. В чем, на твой взгляд, главный итог журналистской конференции?
— Можно сказать, что конференция удалась лишь частично. Государственные органы до последнего дня тянули с ответом. В итоге никто из представителей исполнительной власти так и не пришел. Как и коллеги из официального Союза журналистов…
Профильная комиссия Палаты представителей по вопросам СМИ, прав человека, национальным вопросам, которую возглавляет Андрей Наумович, по каким-то причинам тоже не смогла прислать хоть кого-то на конференцию.
Это минусы, теперь о плюсах.
Белорусский парламент у нас все же был представлен. В работе конференции приняли участие депутаты Елена Анисим, Анна Канопацкая. Это несомненный успех. Как и то, что в Минск приехал советник представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Айдар Батагаров. Были также представители стран «Восточного партнерства», Литвы, России. И, конечно же, двухчасовая встреча с Нобелевским лауреатом по литературе Светланой Алексиевич, в прошлом тоже журналисткой.
А самое главное — были интерес и активность самих участников. Как сказал один из колег, если оценивать конференцию по десятибалльной системе, то конференция прошла на 11 баллов.
— Именно в это время состоялась встреча Иосифа Середича с президентом. Там тоже о СМИ говорили…
— Перефразируя известное выражение, можно сказать так: наша исполнительная власть никогда не упустит шанс, чтобы упустить шанс…
Как говорится, сам Бог велел использовать визит уходящей Дуни Миятович. Но она не приехала именно по той причине, что на нашу конференцию не пришли представители министерств иностранных дел и информации. До самого последнего момента она, образно говоря, сидела на чемоданах.
Вот вам и сотрудничество с Европой…
По сути тоже самое сделал Белорусский союз журналистов. Мы им предлагали выступить на каждой из секций, донести свою точку зрения, но они не пришли. В итоге еще одна возможность для коммуникаций была бездарно упущена.
— А официальный союз хоть раз на свои мероприятия приглашал БАЖ?
— Ни разу.
У нас только были как бы сторонние площадки для встреч. Типа мероприятий Минского образовательного центра имени И. Рау или шведского медиаинститута Fojo.
— То же самое с официальными властями?
— Здесь все немного сложнее.
Создатель нашей организации Жанна Литвина до сих пор является членом общественного координационного совета по СМИ. Другое дело, что этот совет с 2009 года ни разу не собирался, хотя по закону это должно происходить раз в квартал.
Да и сам я принимал участие в работе наблюдательного совета при ЦИК Беларуси, который должен был следить во время выборов за информационным пространством и противодействовать любому нарушению законности.
— Помнится, глава ЦИК Лидия Ермошина тебя даже хвалила…
— Это был очень короткий период. Ей не понравились мои интервью относительно выборов, хотя там я говорил то же самое, что и на заседаниях нашего совета, то есть, что он, этот совет, не имеет никакого смысла, потому что он занимается вопросами, которые должны решаться в судах или в органах журналистского самоуправления.
— Такое впечатление, что власть сама хочет решать, с кем ей говорить, а с кем нет. В этой связи встреча редактора «Народной воли» Иосифа Середича и Александра Лукашенко не всеми воспринимается однозначно. Как к этому визиту относишься ты?
— Накануне Иосиф Павлович мне позвонил и попросил подготовить информацию по независимым СМИ. Я это сделал.
Отношусь к этому визиту нормально, ибо всегда считаю, что у нас нет другого выхода, кроме как разговаривать с государством.
Альтернатива — взять, грубо говоря, ружье и пойти на Октябрьскую площадь, но я что-то среди тех, кто критикует визит Середича, желающих это сделать не вижу…
Мы живем по законам государства, по правилам государства и должны разговаривать с теми, кто это государство представляет.
— Среди организаторов конференции шведский медиа-институт Fojo. БАЖ с ним сотрудничает?
— Уже 17 лет. С самого первого приезда шведов в Беларусь.
— Последний вопрос, личный. Недавно вышел твой первый сборник стихов «Доказательство движения». Раньше с таким же названием выходил компакт-диск твоих песен. О чем стихи?
— Очень сложно одной фразой ответить на этот вопрос. Кто-то из коллег называет это философской лирикой, кто-то экзистенционализмом.
Общее со сборником там только название. Больше нет ни одного совпадения, ибо я разделяю песенную поэзию с поэзией книжной.
Александр Томкович
Читайте также:
Ольга Карач — «кошка, которая гуляет сама по себе»
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…