TOP

Чувствуют ли генералы запах войны?

Судя по социальным сетям, некоторые белорусы готовятся к войне. И почти всерьез обсуждают эту тему. Мнения разделились: одни говорят, что за «эту власть» воевать никогда не пойдут, другие объявили, что если завтра война, то они — в эмиграцию, а третьи считают, что не важно, с кем быть в одном окопе, главное, защитить страну. 

Тема возможного вооруженного противостояния в последнее время поднимается довольно часто некоторыми политиками, в том числе и в связи с предстоящими военными учениями, запланированными на осень. Поэтому сайт «Белорусский партизан» на всякий случай уточнил у некоторых белорусских генералов, чувствуют ли они запах приближающейся войны?

Петр Чаус, генерал-полковник, министр обороны в 1991—1992 годах:

— Я уверен, что у нас невозможен военный конфликт с Россией. У нас братские отношения, мы почти один народ. У нас общая граница, военная техника почти на сто процентов одинаковая, наука военная одна и та же. Мы вместе, в конце концов, отвечаем за западную границу. Поэтому война исключена!

Мне кажется, разговоры о войне Беларуси и России просто кому-то выгодны. Кто-то хочет внести разлад между нашими людьми и поэтому подогревает интерес к этой теме. Других причин для этого, на мой взгляд, просто нет.

Такой конфликт, как у России с Украиной, с Беларусью исключен. У нас другая политика. Да и никто не позволит ввести сюда чужие войска — в этом плане у нас крепкая и разумная власть, которая знает, что нужно для безопасности страны.

Возможно ли насильственное присоединение Беларуси к России? Думаю, это исключено. Мы живем самостоятельно уже продолжительное время, уже попробовали независимость на вкус и ни на какое объединение с Россией мы не пойдем. Мне кажется, что сегодня даже при помощи силы нельзя Беларусь присоединить к России. И я думаю, в России это тоже прекрасно понимают…

Павел Козловский, генерал- полковник, министр обороны в 1992—1994 годах:

— Я слышал версию о том, что осенью, когда начнутся военные учения, российские военные могут отсюда просто не уйти. Честно говоря, мне кажется, все это глупости. Во всем мире проходят совместные учения. И это воспринимается нормально. У нас такие учения уже проводились, и ничего страшного не случилось. Поэтому отсюда угрозы я никакой не вижу. Тем более Россия никогда не пойдет на обострение ситуации. Путин и Лукашенко обо всем договорятся, напряжение будет снято.

Другой вопрос, что сегодня Лукашенко хочет любым путем и любыми методами выбить деньги для страны, пусть даже нарушив какие-то союзнические договоренности. Может быть, это и хорошо для Беларуси. Но я не думаю, что дело может закончиться войной. Я общаюсь с российскими генералами, мы встречаемся, обсуждаем многие вещи. И никто из моих коллег не считает, что в конце концов эти отношения могут вылиться в военный конфликт.

Юрий Сиваков, командующий внутренними войсками в 1995—1999 годах, министр внутренних дел в 1999—2000 годах:

— Война между Беларусью и Россией — это нереально. Чтобы добавить еще один конфликт к украинскому — нужно быть шизофреником в политике. До кровопролития дело не дойдет. В Беларуси нет той идеологической базы, чтобы люди даже при какой-то политической дури стали под ружье и пошли воевать с россиянами. Я в это не верю.

Может ли Россия спровоцировать военный конфликт? Не уверен. Противостояние может нарастать в экономике, других областях. Недружественные шаги могут быть, но не военные конфликты.

Мечислав Гриб, генерал-лейтенант милиции, начальник Витебского УВД в 1985—1990 годы, председатель Верховного совета в 1994—1996 годах:

— Отношения между Беларусью и Россией действительно сложные, и кто здесь виноват и в чем виноват — сложно даже разобраться. Но когда мы со Станиславом Шушкевичем еще были у власти, то Россия со своей стороны ничего нам не предлагала. Наоборот, это мы заигрывали и хотели что-то получить от России. И не одни мы так себя вели — другие страны постсоветского пространства тоже пытались получить какие-то бонусы от России.

В те времена мы были инициаторами близких отношений с Россией. А когда сменилась власть, роли немного поменялись. И уже Россия взяла на себя роль инициатора больших интеграционных процессов. И пусть они фантомные, больше на бумаге, но инициатива принадлежала именно россиянам.

В мое время вопросами сближения с Россией занимался Кебич, за это отвечал Совет министров. Он, конечно, заигрывал с Россией. А когда избрали президента и начались близкие отношения с Россией, дело дошло не только до объятий и построения единого союзного государства, но и единых паспортов, возможности принимать участие в выборах на территории союзного государства — вопрос даже так ставился!

Что касается военных действий, то мне кажется, это немного преувеличенные заявления отдельных политиков. Мне кажется, воевать сразу на несколько фронтов ни один здравомыслящий политик не будет. Ни для кого не секрет, что Россия ведет войну в Украине, и этот фронт еще не закрыт, война в Сирии — там тоже Россия принимает участие. И открывать еще один фронт в Беларуси…

Ну знаете, терпение россиян ведь тоже не безгранично, потому что война требует больших затрат, населению придется еще сильнее ужиматься. Я думаю, россияне этого не потерпят.

Belaruspartisan.org

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.