Во имя памяти и диалога
Виктор Балакирев работает в Минском международном образовательном центре (МОЦ) имени Й. Рау со дня его основания. Именно его мы попросили рассказать о работе центра.
— В сентябре нашему центру исполнится 22 года, — рассказывает Виктор Федорович, — Его создание стало возможным благодаря перестройке, когда Михаил Горбачев провозгласил строительство общеевропейского дома.
Но сначала в 1986 году был создан Дортмундский образовательный центр. Работу по взаимопониманию и примирению восточных и западных немцев решено было вести через образовательные поездки. Первая состоялась в тогдашнюю ГДР, в Бухенвальд, где западным немцам показали, что натворили их отцы и деды во время второй мировой войны. Вторая поездка была в Польшу, в Освенцим, где акцент был также сделан на военные нацистские преступления. Третьим пунктом назначения в начале девяностых стала наша столица, Минск. Цифры потерь белорусского народа в годы войны шокировали немцев: 600 уничтоженных деревень, десятки городов, 2300000 погибших белорусов…
Во время этой поездки и возникла идея построить в Минске здание, в котором можно было бы целенаправленно и очень эффективно проводить работу по взаимопониманию и примирению.
— И время тогда было очень благоприятное. У многих была эйфория создания общеевропейского дома, где люди могли бы встречаться, обмениваться впечатлениями, смотреть друг другу в глаза…
— Да, хорошее было время… Идея нашла поддержку и в Германии, и в Беларуси. Оба правительства выделили необходимые для строительства средства. На базе супрематизма и конструктивизма Казимира Малевича был разработан очень оригинальный проект. Руководство города выделило участок земли. Шел 1991 год…
Группе белорусских экспертов было предложено определить, чем будет заниматься МОЦ.
Главное: образовательные программы по разным направлениям, где главенствующую роль играет само взаимопонимание и примирение, ибо это центральная философия нашей деятельности. Основными категориями участников должны стать ветераны войны, партизаны, узники концлагерей, гетто, бывшие «восточные» рабочие.
Важным направлением также стало межконфессиональное сотрудничество. А еще — повышение квалификации журналистов, внешнеполитический диалог. Было предложено, чтобы на базе центра реализовывались социальные проекты, проекты по энергосбережению и использованию альтернативных источников энергии…
— По этим направлениям вы работаете и сейчас, спустя 22 года?
— Конечно. Например, в сфере взаимопонимания и примирения активно работает «Историческая мастерская». Второй очень важный проект — Тростенецкий мемориал. Как известно, в тростенецкий лагерь смерти свозили для уничтожения евреев из многих городов Германии. Немецкая сторона активно участвует в сборе средств. Дортмундский МОЦ обязался собрать миллион евро. В прошлом году 400 тысяч евро уже были переведены на строительство мемориала. В этом году планируется выделить еще 600 тысяч евро. На базе Тростенецкого мемориала мы планируем организовать информационную и образовательную работу для молодежи. Как западной, так и восточной. Идея состоит в том, чтобы сделать Тростенец элементом общеевропейской культуры памяти.
Относительно межконфессионального диалога. Наша работа в этом направлении длится уже больше двадцати лет. Вначале с участием католической, православной, лютеранской и протестантской конфессий, а два года назад к этой работе подключились еще и иудеи. Сейчас на базе нашего центра проходит иудейско-христианский диалог.
Ежегодно под нашей эгидой проходит около восьмисот мероприятий разного рода. Их участниками становятся от 10 до 15 тысяч человек.
Для белорусских участников все они абсолютно бесплатные.
— Наверное, отдельно нужно сделать акцент на чернобыльские программы…
— С самого начала работы Дортмундского и Минского МОЦ было активное сотрудничество с фондом Геннадия Грушевого. Регулярно проводились мероприятия по чернобыльской тематике, на базе нашего центра состоялось немало конференций, где рассматривались медицинские, социальные и экономические последствия Чернобыльской катастрофы. Были специальные форумы, посвященные судьбе ликвидаторов, состоянию их здоровья, психологии. Постоянно занимались оздоровлением детей за рубежом.
По нашему мнению, надо искать альтернативу атомной энергетике, и альтернатива эта есть — энергосбережение и новые технологии. Насколько мне известно, у белорусского правительства тоже есть такая программа, и уже к 2020 году Беларусь должна выйти на 25% использования энергии местных источников альтернативной энергетики. Это древесина, биотопливо, энергия ветра, в меньшей степени солнечная энергетика.
Ясно, что полностью проект не покроет потребности, но подобные возможности у нас есть.
Александр Томкович
Читайте также: