О том, что А. Лукашенко улетел на юг, было официально сообщено 20 февраля. Как информировала пресс-служба главы государства, он «проведет текущую неделю в Сочи». Любопытно, что не было уточнено, в каком качестве он там пребывает (рабочий визит, отдых), хотя обычно об этом сообщается. Но в этот раз пресс-служба оказалась в некотором затруднении.
Дело в том, что сочинская засада А. Лукашенко в конце зимы давно стала причудливой традицией белорусской политики. И смысл этой засады в том, чтобы поймать там В. Путина.
Вскоре из неофициальных источников выяснилось, что А. Лукашенко прилетел в Сочи еще 15 февраля. Т. е. во время «маршей тунеядцев» его не было в Беларуси.
И здесь разведка белорусского президента доложила точно: В. Путин находился в Сочи 17 февраля. Но встретиться с А. Лукашенко он не пожелал.
И именно это обстоятельство вызвало затруднение пресс-службы президента Беларуси. Если бы встреча с В. Путиным состоялась, то эту поездку назвали бы «рабочим визитом». А так получился просто отдых. Но объявить, что глава государства уехал в отпуск в момент, когда в стране обездоленный и возмущенный народ вышел на улицы и пытается добиться правды, посчитали политически неправильным.
С другой стороны, появившееся 20 февраля сообщение о том, что А. Лукашенко находится в Сочи, нанесло не меньший удар по его имиджу. Ибо выглядело так, что президент испугался массовых протестов и сбежал из страны. Т. е. команда президента, стремясь всех перехитрить, в итоге в очередной раз села в лужу. Когда, оказавшись в кризисной ситуации, политик из всех возможных вариантов выбирает самый худший, то это классический признак слабого лидера.
Что касается несостоявшейся встречи А. Лукашенко с В. Путиным, то ситуацию с некоторой долей иронии прокомментировал пресс-секретарь российского лидера Д. Песков. Дескать, на ближайшие дни встреча с белорусским лидером в графике президента России не значится, нахождение главы Беларуси в Сочи — «это частная поездка». При этом пресс-секретарь В. Путина отметил, что по-прежнему продолжается работа по согласованию сроков проведения Высшего госсовета Союзного государства. Т.е. приезжайте, Александр Григорьевич, в Москву.
Напомню, что Кремль приглашал А. Лукашенко на заседание Высшего госсовета Союзного государства 9 февраля. Но тот, по сути, отказался. Выступая на пресс-конференции 3 февраля, он отметил, что не видит смысла в этом мероприятии, если нет вероятности достичь согласия по основным спорным вопросам между государствами. Это своего рода шантаж Кремля, такой же, как и бойкот саммитов ОДКБ и ЕАЭС в Санкт-Петербурге 26 декабря и отказ подписать Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. А вот на неофициальную встречу в Сочи он был готов, ради чего и прилетел туда. Дабы в неформальной обстановке договориться «по понятиям». Но на такой вариант не согласен В. Путин. Нефтегазовая война дополнилась войной нервов и статусов. И все это происходит на фоне того, что вице-премьеры двух государств А. Дворкович и В. Семашко в очередной раз объявили, что нашли схему разрешения энергетического конфликта. Теперь дело за президентами.
Но здесь не менее знаменателен и другой аспект. Отъезд А. Лукашенко из страны в критический момент позволил провести своеобразный эксперимент или деловую игру. Смысл ее состоял в следующем: как может работать госаппарат без указаний и сигналов сверху, с вершины административной пирамиды при наличии конфликтной ситуации.
И выяснилось, что аппарат работает плохо. Ясных и всем понятных правил нет. Система в режиме автопилота не функционирует.
В стране продолжаются «марши тунеядцев». В воскресенье 26 февраля в разных городах Беларуси на акции протеста вышло около 7 тыс. человек. И как на них реагировать, никто не знает. Самым логичным выходом было бы отменить декрет № 3. Но в отсутствие А. Лукашенко все государственные СМИ продолжают прежнюю линию. Дескать, все правильно, надо вести борьбу с тунеядцами, оснований для недовольства нет, в дестабилизации страны заинтересованы внешние силы.
Также правоохранительные органы пребывают в растерянности, не знают, что делать с организаторами уличных акций. Поскольку указаний сверху нет, то в различных регионах власти действовали по-разному. В Гомеле, Витебске активистов робко пытаются привлечь к ответственности, в других городах — нет.
И как раз в это же время завязался новый конфликтный узел в Куропатах. В 2013 году провели аукцион по продаже земли в охранной зоне мемориала, что было грубым нарушением закона. А в следующем году Министерство культуры как бы задним числом вывело этот участок из охранной зоны, пытаясь узаконить беззаконие. Началось строительство, активисты стали протестовать, случился конфликт, перерастающий в драку.
И здесь снова ощущается растерянность властей. Они не знают, что делать. Мингорисполком приостановил строительство. И одновременно против защитников Куропат натравили, говоря украинским политическим языком, «титушек». Какие-то странные, одинаково одетые люди избили протестующих с криками «Слава России». В социальных сетях самой популярной версией стала такая: это переодетые сотрудники силовых структур. В любом случае, кто бы это ни был, события в Куропатах продемонстрировали не совсем адекватные действия власти. Ибо право на легитимное насилие принадлежит только государству. И если от имени государственных институтов начинают выступать какие-то бандиты, то это признак слабости власти.
И в качестве вишенки на торте, еще один впечатляющий факт. 24 февраля суд Ленинского района Минска принял решение о прекращении административного дела в отношении лидера ОГП А. Лебедько из-за отсутствия состава преступления в его действиях во время проведения акции в поддержку «Белсата». Чудны дела твои, Господи. В отсутствие указаний сверху суд не знает, что делать, и начинает судить по закону.
Вот что бывает, когда в условиях режима личной власти, персоналистского режима эта главная персона неожиданно исчезает. И все начинает валиться. Ибо выясняется, что в стране не работают государственные институты. Они несамостоятельны, нефункциональны. Их заменяет один человек. Вся система властных институтов и механизмов скроена и сшита под властителя, по его образу и подобию, и замкнута на нем. Функционировать она способна только вследствие постоянных и активных импульсов, исходящих от него.
Такая система крайне неустойчива. Если стабильность в государстве основывается на действиях одного человека, то такая система очень нестабильна. Достаточно лидеру отлучиться, уехать в отпуск, как в стране начинается непонятно что.
Валерий Карбалевич
Читайте также в рубрике «Диагноз»:
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…