Мой собеседник — достаточно неординарный человек. Его жизненный путь может показаться необычным для тех, кто строго следуют по определенному расписанию: школа, институт, работа до пенсии по избранной профессии, а «по совместительству» — дачный огород.
Родился Юрий Клеванец в большом российском Красноярске, но давно живет в маленьких белорусских Осиповичах. Получил профессию авиаинженера, еще далеко до пенсии, но сейчас работает кочегаром на одном из предприятий Минска, а еще на нем обязанности младшего научного сотрудника Осиповичского историко-краеведческого музея.
Автор сотен публикаций по историческому краеведению, секретарь секции художественной критики союза писателей «Полоцкая ветвь». История техники, журналистика, изобразительное искусство, политика — многообразие интересов этого человека поражает воображение.
— Моя изначальная специальность — инженер-механик по самолетостроению. А сейчас, как видите, больше тружусь на гуманитарной ниве.
Знаете, деление на «лириков» и «физиков» достаточно искусственно. Например, Ломоносов — кто он? Лирик или физик? А Леонардо да Винчи? С возрастом приоритеты и интересы у людей могут меняться. После Московского авиационного института работал инженером-технологом на военном производстве — «вел» детали двигателей грозных «Буков». Когда в перестройку завод закрылся, уехал в Осиповичи к родителям. Пять лет проработал на Минском авиаремонтном заводе.
— Простите за каламбур, но вы были на вершине современных технологий: совершенствовали «Буки». Затем стали заниматься азами — началом, древней историей нашей земли и народа…
— Когда предприятие столкнулось с большими проблемами, как энтузиаст истории края откликнулся на просьбу поучаствовать в создании «Книги памяти» Осиповичского региона. Я работал над ней девять лет. Каждую неделю два дня проводил в архивах… Чтобы читать документы периода Речи Посполитой, изучал языки той эпохи. Позже совершенно естественно увлекся археологией. Участвовал в раскопках культурных слоев городищ вместе с сотрудниками Института истории АН. Ну а дальше музей — занимаюсь его археологической коллекцией.
— Параллельно пишете прозу, критические статьи… Как отнеслись к тому, что «Полоцкую ветвь», «ПЕН-центр» и Союз белорусских писателей государство перестало недавно считать творческими союзами?
— Чинуши от культуры хотят «причесать» независимых творцов, превратить их в придворных слуг…
— Но в Осиповичах вы известны прежде всего как местный краевед. Каковы приоритеты в этой работе?
— Археологические исследования. Открыл древние селища возле деревень Грава, Брынцаловичи, Лапичи, курганные могильники у поселка Елизово, деревни Вязье. Составил археологическую карту Осиповичского района.
— Вы бьете тревогу по поводу исчезновения исторического наследия, равнодушного отношения к нему…
— Мне очень нравится высказывание Михаила Булгакова о том, что «разруха начинается в головах». Действительно, можно жить на куче золота и быть без штанов… В любой стране мира каждый регион пытается извлечь изюминку из своего культурного наследия, привлечь туристов. Хорошо, архитектурных памятников у нас кот наплакал, но ведь есть археологические! Но они на задворках…
Наше государство требует, чтобы люди были законопослушными, а само не соблюдает даже существующего законодательства об охране памятников археологии и истории!
— Так, может, нужно принять новые, улучшенные?
— Пусть власть исполнит хотя бы существующие…
Приведу пример строительства дороги Минск—Гомель через деревню Лапичи: закатали асфальтом, уничтожили древнее селище… Между тем я обращался в различные инстанции, в том числе и в Осиповичский райисполком. «Вертикали» требовалось всего лишь обратиться за помощью в Академию наук, но наши бюрократы предпочли отделаться отпиской, мол, этот памятник археологии нигде не числится. Для них хорошо, когда ничего нет — тогда не нужно предпринимать никаких усилий…
— Вы серьезно занимаетесь изучением истории, но остались приверженцем коммунистической идеи. Разве она себя не изжила?
— Я был членом КПБ, сейчас вхожу в оргкомитет по созданию «Белорусской коммунистической партии трудящихся».
— Но вы же историк, разве не знаете о тех же Куропатах? О коллективизации?
— Виноваты не сами идеи, а люди, которые их искажают. На мой взгляд, капитализм в непричесанном виде гораздо хуже для общества, а наша страна — пример государственного капитализма, где чиновничество и есть правящий класс: они и законодатели, и исполнители, и контролеры.
Зинаида Тимошек
Читайте также:
«Внутренняя оппозиция» — это иллюзия
Искусство сохранять достоинство
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…