Смелость и солидарность идут вместе
Еще совсем недавно, когда речь заходила о политике, толковали лишь о президенте и оппозиции. Но вот новая весна — и налицо время перемен: заговорили о пробуждающемся народе. Не только в столице — уже и в регионах на улицы стали выходить обычные граждане.
Зачастую совершенно неожиданно и для власти, и для демократов. Выходят с достоинством, вызывающим уважение, с активностью, которая поражает: это люди с новым качеством гражданской позиции — «мы живем в своей стране и нам нечего бояться!» Они действительно не боятся — ни штрафов, ни задержаний.
Недавно я встречала в Могилеве с «суток» Олега Метелицу. Отсидел 288 часов за участие в акции протеста. Олег отбросил личные риски — предпочел поддержать тех, у кого неважно с работой, кто не знает, как выживать, кому после университетов не найти, чем заняться, и кто готов уехать из Беларуси куда глаза глядят…
Фактически Олег проявил солидарность с теми, кого жизнь выталкивает на жизненную обочину, если не под откос. И когда оказался за это в камере, почувствовал ответную волну солидарной поддержки. В доме Метелицы мы долго рассматривали письма и открытки с воли, которые очень сильно впечатлили и тронули его.
— Без лишней скромности, я, что называется, свою долю славы и благодарности за эти 12 суток получил… Но не менее, а даже куда более важно, чтобы поддержку и участие по полной программе ощутили и мужья-жены, отцы-матери, дедушки-бабушки, дети «сидельцев», их любимые… Ведь на кого легла вся нагрузка в семье, когда меня отправили «отдыхать»? На жену Наталью. В одиночку с тяжкой повседневностью… Нас с ней нельзя делить! Это принципиально важный момент. Гражданское общество сегодня не имеет права упускать его, если серьезно размышляет о своем будущем развитии.
А ведь действительно: Наталье в самом деле нашего внимания не хватало. Да и самому Олегу не очень, по правде говоря, его перепало: например, встречать пришли лишь родные и друзья по общественной деятельности. Да, журналистам спасибо за внимание! Ну а что, в таком большом городе Могилеве нет партий? Различных НГО недостает? Нет вольнодумной творческой интеллигенции? Тех, кто так горяч в соцсетях? Тогда почему встреча человека с такой непростой политической биографией была по сути теплым, искренним, от всей души, но — межсобойчиком, а не общественным фактом? По сути — продолжением демонстрации нашей гражданской воли?
Мало информации? Не без того. Надо признать: мы по-прежнему не умеем ее тиражировать так, как подобает сегодняшней ситуации. А с другой стороны, при желании все можно и организовать, и найти в фейсбуке, «Одноклассниках», «ВКонтакте»… Выходит, следует признать: солидарности пока недостает креатива и души. Организации и организованности.
Прошу быть правильно понятой: эту критику я отношу и к себе, и своим коллегам. Мы, как и другие, сейчас мобилизуемся на ходу — подключаемся к разным видам, формам помощи потерпевшим, их семьям и близким. Думаем о том, что упущено, как исправить ситуацию.
Например, готовим предложения к сотрудничеству в своего рода мемориализации потерпевших за долгие годы демократической борьбы. Ведь знай могилевчане через тот же интернет о судьбе Олега Метелицы, о многочисленных судах над ним, о его вынужденной эмиграции из страны, то и в камере, и по выходе из нее этот человек получил бы куда большее наше внимание. И заслуженное уважение.
Он и его товарищи, которых очень много, смелы. А смелость — заразительна.
Но я знаю точно, что заразительна и солидарность.
Они идут вместе. Обязаны быть рядом. Как залог победы.
Татьяна Короткевич