TOP

Хата с краю?

Научились ли белорусы решать проблемы сообща/

Последние несколько лет социологи и аналитики бились над вопросом, что же такое «активизм» в Беларуси. Первые результаты уже проясняются. Итак, нашим гражданам знакомы понятия «общественная инициатива» и «местное сообщество»? Кого больше всех волнует происходящее за пределами дверного коврика? И кто те немногие лидеры, которым удается сплотить соседей и земляков для решения локальных проблем?

Месяц назад международная некоммерческая организация Pact начала публиковать результаты большого социологического исследования. Базой для него стали опросы около 2000 белорусов, с половиной из которых провели персональные интервью. Второе исследование — Офиса европейской экспертизы и коммуникации и Baltic Internet Policy Initiative. В этом случае опрашивали интернет-аудиторию, чтобы узнать отношение к общественным инициативам и организациям.

Не знают ни лидеров, ни организаций

Подавляющая часть наших сограждан так толком и не определилась, что такое «местное сообщество». А четверть из тех, кто смог описать это явление, никак не связывают его с «возможностью решать общие проблемы».

Подтолкнуть к самоорганизации могла бы какая-то общественная структура, однако больше половины опрошенных не знают о существовании таких организаций в своем регионе, а из тех, кто знает, лишь десятая часть принимает в них активное участие.

95% не смогли назвать имя местного лидера — ни активиста, ни чиновника, ни бизнесмена. Такой «авторитет» на памяти лишь у 3%. Возможно, это связано с наличием жесткой системы «вертикали» власти, людям свойственно думать, что все решается «наверху» — предполагают аналитики из Pact.

При такой ситуации люди организуются хотя бы вокруг соседей, которые взяли наведение порядка в свои руки. Один из примеров — Татьяна Сипачева, которая на чистом энтузиазме «организовала» свой подъезд на поддержание порядка и регулярные собрания по насущным вопросам:

— Когда я только переехала, подъезд выглядел страшно — было ощущение, что здесь живут одни алкоголики и наркоманы. Но как только попробовала провести собрание, увидела: оказывается, замечательные у меня соседи! Многие сразу же вызывались помогать в решении общих проблем. А из 108 квартир оказались только две проблемные. Общими усилиями одну хозяйку удалось успокоить с помощью милиции и суда, который вынес предупреждение о выселении.

Вместе решили вопрос с ремонтом и автохламом на улице, другие бытовые вопросы. Людям очень понравился коллективный подход: раньше их просто никто не пробовал объединить.

И теперь жильцы слаженно решают волнующие их вопросы. Соседи на постоянной связи через интернет. Также Сипачева поставила на поток обращения в сервис 115.бел, который устраняет коммунальные проблемы, куда жильцы направили уже более 80 «недочетов».

Село активнее горожан

К сожалению, в городах «совместная активность» редко выходит за пределы подъезда. По результатам опросов, участие в делах местного сообщества имеет значение только для 8% жителей крупных городов. Ну, а глубинка активизируется, когда проблема касается большинства жителей.

— Нам кажется, на селе исторически, традиционно более прочные связи. В городе они не так сильны, поэтому в деревне люди склонны чаще оценивать себя как активных участников решения локальных проблем, — поясняет аналитик Дарья Масланова.

«Передовиком» по местным проектам можно назвать Чаусский район Могилевской области. Руку к этому приложил молодой директор школы, член координационного общественного совета по устойчивому развитию Денис Никифоров. Благодаря ему, в агрогородке Осиновка появился Центр сельского развития.

— Все началось, когда в 2015 году администрация района предложила поучаствовать в первом для нашей страны конкурсе местных инициатив, которые спонсировал Европейский союз. Мы согласились и отобрали лучшие идеи. Одним из главных предложений было развитие национальной кухни с осиновским колоритом. За этим, кстати, стояла большая научно-исследовательская работа.

Другим успешным начинанием, которое ЕС также поддержал грантом, стал учебно-педагогический комплекс для детей. После этого были реализованы проекты по сбережению воды и электричества. Денис Никифоров не собирается останавливаться и вместе с группой единомышленников и руководством района работает над свежими идеями, в том числе и для других поселков региона.

Образцовые чиновники

Функцию решения локальных вопросов большинство людей по традиции отводит своим администрациям. 53% надеются исключительно на представителей местной власти. А 80% считают, что это их прямая обязанность.

Однако будет ли чиновник сам проявлять инициативу, отрывая «пятую точку» от кабинетного кресла, решать только ему самому. Плохие примеры оставим для криминальных сводок и приведем хороший.

Глава Бытенского сельсовета Брестской области Елена Гринчик на этой должности почти десяток лет. За долгие годы сумела построить диалог с жителями и добилась уважения большинства сельчан.

Одно из ноу-хау Гринчик — возрождение традиции старост. Она даже добилась официального закрепления такой «должности»:

— Старосты выбираются жителями вверенной им территории из числа тех, кто пользуется авторитетом. Они помогают руководству региона контактировать с жителями, оперативно докладывают о проблемах и предложениях. Система прижилась настолько, что этих «начальников» слушают больше, чем любого представителя исполкома и сельсовета.

Благодаря Елене Гринчик в прошлом году состоялась неслыханная по местным меркам ярмарка, которую активно поддержали сельчане.

Когда бюджета не хватает на решение местных проблем, глава сельсовета вместе с жителями решает вопрос своими силами.

— Жители одного из поселков задумали переоборудовать деревянный мост. Один находчивый сельчанин предложил бюджетное решение проблемы с помощью списанных металлических труб. Мы официально за небольшую сумму их выкупили, кто-то помог с цементом и рабочей силой. В итоге многолетняя проблема решена общими силами и почти бесплатно.

Активистам от экспертов

Представителям общественных инициатив аналитики советуют обратить внимание на то, что для граждан куда важнее наличие у лидера официального места работы, примеров реальных «заслуг», личное знакомство с людьми и контакты с властями. А только потом уже — контактов с заграничными донорами.

В программах по развитию местных сообществ нужно уделять больше внимания коммуникации и образовательной работе с населением. Чем больше у человека ощущения единства с его «соседями», тем выше будет его мотивация решать проблемы не только личные, а еще и коллективные.

Сергей Прохоров

Читайте также:

Украина против коррупции: не наступить на грабли по пути в Европу

Порядок по-грузински

Сухой закон: польза и вред «ночного запрета»

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.