Полоцк и Новополоцк — два города-спутника, неразлучные между собой долгие годы и тесно связавшие судьбы людей. Как и Ольги Дамаскиной, активистки движения «За свободу» и партии БНФ, которая после увольнения из музея ткачества вместе со своими соратниками организовала проект «Жывая мова», ставший новым центром культурной жизни Полоччины.
— Проект «Жывая мова» появился как альтернатива другим популярным курсам белорусского языка или как отдельная инициатива?
— Еще в конце прошлого года инициативные люди Полоцка и Новополоцка решили зарегистрировать общественную организацию, которая бы могла популяризировать культуру и поддерживать общественную инициативу в нашем регионе. Так появился информационно-культурный центр «ІніцыАрт». И одна из первых инициатив, которую мы воплотили в жизнь — это образовательные встречи, совмещенные с изучением родного языка, «Жывая мова». В отличие от тех же курсов «Мова нанова» мы ориентировались на культуру региона, поэтому в основном гости занятий — знаменитые земляки, например, писатель Владимир Орлов.
— Насколько тяжело было организовать сам проект?
— Долгое время я работала в музее, поэтому хорошо знаю, как полочане ходят на разного рода культурные мероприятия. Каково же было мое удивление, когда на встречу с Орловым пришло более ста человек! При этом на каждом последующем занятии регистрировались пять—десять новых слушателей. В рамках этих встреч проходят презентации книг, обсуждения, автограф-сессии. Хотя основная цель занятий, конечно же, популяризация белорусского языка. Для нас очень важно показать, что мова — это не какой-то экспонат, а живой организм. И что людей, которые используют родной язык повсеместно, — огромное множество. Причем как раз мова помогает им добиваться в жизни огромного успеха.
— В прошлом году из-за участия в парламентской кампании вас уволили из музея традиционного ручного ткачества в Полоцке, где вы проработали много лет. Не жалеете?
— Конечно, 16 лет не прошли бесследно: жалко было расставаться с родным коллективом. Но, с другой стороны, открылись новые перспективы для самореализации, и это прекрасно.
— Что наиболее запомнилось во время предвыборной кампании?
— В первую очередь — наши пикеты, сборы подписей и, конечно же, сами люди. Многие жители Полоцка и Новополоцка, абсолютно далекие от политики, подходили и спрашивали, чем мы можем помочь в той или иной проблеме, предлагая свою помощь взамен. Я, по правде говоря, не ожидала, что у нас столько проблем — в медицине, ЖКХ, строительстве. В общем, куда ни глянь — везде свои трудности.
— Чем в итоге удалось помочь?
— Простой пример. Долгое время возле памятника букве «Ў» была повреждена надпись на постаменте. Многие полочане возмущались — как так, непорядок! Мы выставили пикет возле памятника, при этом ничего больше не понадобилось делать: уже через пару дней власти устранили эту оплошность.
— Что касается последних антитунеядских акций протеста, то они прокатились почти по всем более-менее крупным городам Беларуси. А вот Полоцк и Новополоцк не задели. Почему?
— Мне кажется, причина в том, что люди боятся потерять работу. Такие флагманы отечественной промышленности, как «Нафтан» и «Полимир», еще могут обеспечить работников хоть какой-то зарплатой. Если Новополоцк когда-нибудь поднимется, значит, ситуация с экономикой уже хуже некуда.
— Вы начинали свою активную общественную деятельность еще в 1990-х с «зеленых» протестов. Почему сегодня это движение сошло на нет?
— Мне кажется, раньше было гораздо проще получить информацию об экологических угрозах и ситуации с экологией в целом, нежели сейчас. Сегодня нам говорят, что ухудшение обстановки связано, в первую очередь, с транспортом. Про вредные выбросы предприятий предпочитают молчать. Поэтому и получается: все знают правду, а акции, даже «Чернобыльский шлях», проходят все чаще под политическими лозунгами. С другой стороны, нет таких сил у «зеленых» организаций, чтобы серьезно этим заниматься и поднимать проблемы на общенациональном уровне.
Виталий Бабин
Читайте также:
Холодильник побеждает телевизор
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…