Способ спасения белорусской экономики без приватизации
Бывший руководитель Нацбанка Станислав Богданкевич рассказал, в какую сторону нужно менять нынешнюю белорусскую модель экономики.
— Нужно признать: старая модель экономики неэффективна, она не работает. Она работала в какой-то мере, когда мы получали из России энергоносители по низким ценам, когда Россия покупала нашу не совсем конкурентоспособную продукцию и тем самым поддерживала на плаву неэффективные предприятия. Но это время закончилось или, по крайней мере, заканчивается, — констатирует Станислав Богданкевич.
И предлагает брать на вооружение опробованные в других успешных странах пути повышения эффективности предприятий.
— Иногда мне говорят: обязательно нужна приватизация. Не обязательно. Во Франции работает большой госсектор. Но там любая компания управляется на корпоративной основе, по контракту с собственником-государством — без вмешательства чиновников. И нужно отметить: их госсектор не убыточен — потому что управляется иначе, чем у нас, — отмечает экс-глава Нацбанка.
И предлагает обратить внимание, как государство действует у нас.
— Одно из последних указаний Лукашенко: чтобы уволить ненужных работников с предприятия — нужно это решение согласовать с исполкомом. Это же дикость! Ну, если эти работники не нужны, если они не приносят пользы? Их надо метлой гнать. Цель предприятия должна заключаться в рентабельности и прибыльности. Если они есть, то можно повышать зарплаты, повышать пенсии. А подобные указания являются попыткой сохранить в неизменности неэффективную модель экономики, — говорит Станислав Богданкевич.
Он не имеет ничего против приватизации:
— Но делать это нужно шаг за шагом. И начинать приватизацию в наших условиях следует не с крупных предприятий, а с малого и среднего производства. Чиновники вмешиваться в работу предприятий не должны. Возьмите ту же деревообработку. Не продумав, вложили большие деньги в модернизацию и получили плачевный результат: убыточное производство. Но наверху как будто не понимают, что это связано с нынешней экономической моделью, когда чиновники управляют производством без учета рынка.