Министр труда и соцзащиты Ирина Костевич заявила о реальности достижения зарплаты в 1000 рублей, отметив, что «мы двигаемся к этому».
Экономист Ярослав Романчук очень скептически относится к заявлению Ирины Костевич.
— С министром труда не согласен даже Белстат, — отмечает он. — Данные за первый квартал свидетельствуют о том, что производительность труда увеличилась всего на 0,7%. То есть ни о каком существенном продвижении к средней зарплате в 1000 рублей речи не идет.
Экономист Борис Желиба также не разделяет мнения главы Минтруда.
— Экономисты на пальцах объясняют, что достичь средней зарплаты в 1000 рублей в 2017 году очень маловероятно. Если зарплату нужно повысить за год на 30%, то настолько же нужно повысить и производительность труда. Это технически невозможно, — полагает Борис Желиба. — Нужно реально подходить к задачам: предыдущий опыт показывает, что белорусская экономика не может сгенерировать среднюю зарплату выше 400 долларов.
Ярослава Романчука при этом настораживает, что «правительство элегантно съехало с темы 500 долларов и начало говорить о 1000 рублях». Он опасается директивного повышения номинальной зарплаты без экономических оснований.
Романчук считает, что озвученная задача не будет достигнута, и рисует следующий вероятный сценарий поведения чиновников.
— Если 31 декабря станет известно о средней зарплате, скажем, в 884 рубля, в правительстве скажут: мы делали все, что возможно, тенденция налицо. Та же Костевич может сказать: мы шли к намеченной цели, но не дошли пару шагов. Вряд ли стоит ожидать громких отставок за проваленную задачу. Никого же не уволили за кризис последних лет, — полагает экономист.
Ярослав Романчук призывает относиться к задаче в 1000 рублей средней зарплаты не как к самоцели.
— Она является бичом, который используется Лукашенко для того, чтобы подхлестнуть деятельность органов госуправления, чтобы чиновники не расслаблялись. Это не бизнес-план, а скорее стимул для них, — говорит Ярослав Романчук. А вот Борис Желиба считает, что в конце года правительство может отчитаться о выполнении поставленной главой государства задачи.
— В нашей экономике ничего невозможного нет. Поможет Белстат, помогут липовые отчеты с предприятий. Поэтому я не удивлюсь, если в конце года официальные органы отрапортуют: есть! Но на самом деле зарплаты в 1000 рублей не будет, или это будет калиф на час — и завтра мы получим знакомые нам инфляцию и девальвацию, — отмечает Борис Желиба.
Постоянное озвучивание чиновниками задачи достижения средней зарплаты в 1000 рублей экономист объясняет следующим:
— Как такая круглая цифра может быть экономически обоснована? Это все делается в целях пропаганды, чтобы дать белорусскому народу надежду на возвращение того, что было в 2010 году, 7 лет назад.
Сергей Пискун, zautra.by
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…