В Бобруйске судят бывшего мэра. И он не первый.
«При слове «Бобруйск» собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом». Эта цитата из романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок» о дележке страны между сыновьями «лейтенанта Шмидта» в реалиях современной Беларуси звучит совсем не привлекательно, можно сказать, даже гибельно для представителей власти. Бобруйск превратился в гиблое место для многих топ-чиновников, чье назначение согласовывалось с президентом.
20 июня в Бобруйске начался судебный процесс по уголовному делу бывшего председателя горисполкома Андрея Коваленко. В кресле мэра он продержался чуть более двух лет: с августа 2014-го до ноября 2016 года. Сегодня его обвиняют в коррупции. Фабула проста — в 2015—2016 годах в виде взяток получил более 20 тыс. долларов от представителей коммерческих структур за благоприятное решение вопросов, которые входили в его компетенцию. Свою вину признал частично, не со всеми эпизодами и суммами взяток согласен. Что уже свидетельствует о том, что приговор будет обвинительным, а бывший мэр и его защита будут сражаться за минимально возможное наказание. Коваленко обвиняется по ч. 3 ст. 430 УК (получение взятки в особо крупном размере лицом, занимающим ответственное положение). Срок — от 5 до 15 лет с конфискацией имущества.
В биографии обвиняемого есть весьма любопытные моменты. До своего назначения в Бобруйск чиновник с июня 2010 года возглавлял администрацию Октябрьского района Могилева. При этом он с 2008-го занимал должность первого заместителя председателя Бобруйского горисполкома. То есть вернулся в знакомые места.
Ротации руководящих кадров — дело в Беларуси обычное, происходят они без утечек информации и порой выглядят неожиданно. Однако в случае с Коваленко ситуация больше напоминает ход конем неизвестного игрока, дающего фигуре возможность отсидеться в сторонке, пока, как говорится, все не уляжется. Перед отъездом Коваленко в Могилев в Бобруйске разгорелся нешуточный скандал с участием заместителя председателя Бобруйского горисполкома Сергея Валеватого.
В сентябре 2009 года генпрокуратура возбудила против него ряд уголовных дел. Чиновник подозревался в том, что с 2004-го по 2008-й создал и возглавил преступную организацию, занимавшуюся хищениями денежных средств бобруйского предприятия «Комбинат железобетонных изделий» (всего было похищено 756 млн рублей), в мошенничестве, а также получении от граждан 711 тыс. долларов и даче взяток при распределении жилья в Минске. Валеватый не стал ждать, когда за ним придут, и пустился в бега. Бегает до сих пор, с Интерполом найти не могут. Его подельников, всего их было 16, осудили в июне 2010 года на сроки от 3 до 9 лет.
При этом в своем кресле умудрился усидеть председатель Бобруйского горисполкома Дмитрий Бонохов. У него под носом вице-мэр создал преступную организацию, а с него как с гуся вода! Примечательно, что полный сил 42-летний Бонохов кресло мэра Бобруйска покинул тихо и без повышения. И только через полгода, в марте 2015 года, он объявился в новой и не очень престижной для себя должности директора ОАО «Бобруйский мясокомбинат». А на его место 13 августа 2014 года и пришел Андрей Коваленко, ныне обвиняемый во взяточничестве.
Еще один важный факт в истории славного города Бобруйска связан с упомянутым 2014 годом. Именно на этот год приходится активная фаза операции борцов с организованной преступностью по ликвидации бобруйской банды Сергея Молнара, который продолжил дела вора в законе Бири, он же Владимир Бирюков, скончавшегося в 2009 году.
31мая Могилевский областной суд вынес приговор фигурантам этого дела. Бобруйчанина Сергея Молнара признали создателем и руководителем преступной организации и приговорили к 18 годам лишения свободы. Его подельники получили от 5 до 15 лет. Суд проходил в тюрьме в закрытом режиме, а потому подробности деятельности группировки, а именно ответ на вопрос, благодаря чему или кому банда действовала безнаказанно на протяжении пяти лет, если и есть, то в засекреченном виде.
Нет никаких сомнений, что «дело Молнара» рассматривали в закрытом от общественности режиме не только в целях безопасности свидетелей или для сохранения каких-то гостайн. Сергей Молнар не скрывался, кто место Бири занял, оперативники прекрасно знали, иначе грош им цена. Так что Молнара пасли денно и нощно не один год, все его контакты и связи фиксировались. Не исключено, что в поле зрения оперативников попадал не только Молнар с братками, но и Молнар, руку пожимающий отдельным бобруйским чиновникам. А может, даже кому-то и более высокого ранга. Ведь Молнар активно интересовался и столичной недвижимостью, да и задерживали его в Минске.
…Станет ли Бобруйск снова «прекрасным, высококультурным местом», сложно сказать. Пока этот милый город больше смахивает на рассадник коррупции, природу которой и на самом верху понять не могут.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…