Как улучшить имидж страны?
Такой вопрос встает по итогам 26-й сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, которая прошла с 5 по 9 июля в Минске.
Что было главным?
«Минская» сессия ПА ОБСЕ проходила под лозунгом «Укрепление взаимного доверия и сотрудничества во имя мира и процветания в регионе ОБСЕ». Для участия в сессии прибыли около 700 депутатов и гостей из 57 стран—членов ОБСЕ. Почетное право выступить при открытии сессии было предоставлено главе белорусского государства Александру Лукашенко.
От Беларуси подготовили проект резолюции по борьбе с появлением новых и распространением уже существующих психоактивных веществ. Белорусские депутаты поддержали резолюцию России о борьбе с терроризмом, резолюцию США о борьбе с сексуальной эксплуатацией детей, а также резолюцию Украины под названием «Восстановление суверенитета и территориальной целостности Украины».
На заключительном заседании сессии была принята Декларация ПА ОБСЕ. Ее основу составили поддержанные в ходе голосования резолюции. Одна из них, с критикой положения в России, Беларуси и Азербайджане, не получила поддержки большинства депутатов и не была включена в итоговую декларацию.
Что в остатке?
В рамках сессии прошла дискуссия о ситуации с правами человека в Беларуси. В ней приняли участие лидеры политических партий, неправительственных организаций, представители власти. Открыл дискуссию спецдокладчик ООН по Беларуси Миклош Харашти, прибывший в Минск в качестве эксперта ОБСЕ.
По словам Харашти, в Беларуси две проблемы с правами человека: не отвечающее международным стандартам законодательство и специфическая практика его применения. Он отметил, что в Беларуси нет негосударственного телевидения, используется смертная казнь, власть произвольно решает вопросы о регистрации общественных организаций. В то же время Харашти позитивно оценил тот факт, что в Беларуси принят национальный план действий по правам человека, в котором 100 пунктов. Правда, на его взгляд, предлагаемые меры недостаточны для улучшения ситуации с правами человека.
Далее выступил председатель Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец. Он привел данные мониторинга в сфере деятельности СМИ. Из них следует, что за весь 2016 год было задержано сотрудниками милиции 13 журналистов при выполнении профессиональных функций, а за один день 25 марта 2017 г. задержанию подверглись 18 журналистов, из которых 10 были наказаны административным арестом.
Много критики в адрес белорусских властей высказал руководитель запрещенной в Беларуси правозащитной организации «Весна» Алесь Беляцкий. В частности, он отметил, что за участие в февральско-мартовских акциях протеста было привлечено к административной ответственности более 1000 человек. При этом многие лидеры оппозиции были, по сути, интернированы под видом судебных решений. Он напомнил о наличии в стране двух политзаключенных — Михаила Жемчужного и Дмитрия Полиенко.
А.Беляцкий указал также на проблему с регистрацией неправительственных организаций, на нарушение прав Елены Тонкачевой, которая, говоря его словами, «была выброшены из страны». Он также раскритиковал национальный план действий по правам человека, заявив, что «… в нем нет ни слова о свободе ассоциаций, ни слова о свободе слова, он не затрагивает политических прав. И даже в таком виде он уже полгода стоит без движения и с каждым месяцем обесценивается».
Депутат от оппозиции Анна Канопацкая призвала к созданию международной коалиции по свободным и честным выборам в стране, мотивируя это тем, что «белорусы должны получить право выбора». Одна из лидеров организации «Говори правду» Татьяна Короткевич предложила упростить процедуру регистрации неправительственных организаций. Лидер Партии БНФ Алексей Янукевич говорил о российской угрозе в ходе предстоящих военных учений «Запад-2017».
Со стороны власти в дискуссии принимали участие Валерий Воронецкий, председатель парламентской комиссии по международным делам, и Андрей Бушило, ответственный МИД за европейское направление. Депутат В.Воронецкий, отвечая на критику представителей оппозиции, привел данные о том, что в Беларуси зарегистрировано 15 политических партий, свыше 2800 общественных объединений, а более 99% заявок на массовые мероприятия удовлетворяется (интересно было бы познакомиться на сайте Мингорисполкома с полным списком этих заявок).
В общем, дискуссия показала, что при желании в Беларуси возможен полноценный диалог между властью и оппозицией. Нужны только гарантии со стороны властей.
Минск — не Женева?
Белорусские власти, безусловно, надеялись укрепить свой имидж как миротворческой площадки и как донора безопасности в Европе.
Удалось ли это? По мнению директора Центра европейской трансформации Андрея Егорова, для этого нет оснований, поскольку «…экономическая и геополитическая роль Беларуси в регионе ничтожна».
Такого же мнения придерживается и политолог Валерий Карбалевич. Он считает, что Беларусь, во-первых, небольшое государство, чтобы влиять на какие-то политические процессы, а во-вторых, она — не совсем нейтральное государство.
Я тоже полагаю, что Беларусь в силу зависимого от России положения вряд ли может стать площадкой для постоянных переговоров глав государств ОБСЕ. Однако в будущем, если мы восстановим статус нейтралитета, возродим парламентскую форму правления, обеспечим соблюдение прав и свобод, то можем стать второй Швейцарией в Восточной Европе.
Что надо сделать?
Сказанное выше надо осуществить на практике. К этой цели — второй Швейцарии — предстоит идти шаг за шагом. Достаточно будет и 10 шагов. Перечислю их.
Первый шаг: ввести мораторий на применение смертной казни или отменить ее.
Второй шаг: внести необходимые изменения в избирательное законодательство, о которых просят оппозиция и эксперты ОБСЕ.
Третий шаг: прекратить преследование представителей оппозиции, общественных активистов и журналистов, в том числе фрилансеров.
Четвертый шаг: упростить процедуру регистрации политических партий и неправительственных организаций.
Пятый шаг: отказаться от непомерных штрафов и административных арестов как формы расправы над политическими оппонентами и общественными активистами.
Шестой шаг: начать процесс переговоров между властью и оппозицией при посредничестве «европейской тройки» (ОБСЕ, СЕ и ЕС).
Седьмой шаг: провести полномасштабное реформирование судов и других правоохранительных органов.
Восьмой шаг: ввести должность парламентского уполномоченного по правам человека и избрать его на альтернативной основе.
Девятый шаг: провести выборы в местные Советы при посредничестве международных экспертов с учетом рекомендаций ОБСЕ.
Десятый шаг: провести досрочные выборы парламента, исходя из того, что предыдущие выборы 2016 года не соответствовали общепризнанным стандартам.
Можно шагать и дальше, пока не придем к свободной и демократической Беларуси. А ведь когда-то придем, если объединимся и станем одной семьей.
Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор
Читайте также:
О параде, суверенитете и национальной гордости
Нужно ли повышать пенсионный возраст до 80 лет?