Свобода приходит нагая
Мы край не российский — Борись и не трусь. Да здравствуют сиськи! Жыве Беларусь! Дмитрий Растаев Главной новостью визита А. Лукашенко в Украину, затмившей своей скандальностью все другие, о которой не преминули сообщить все СМИ, стала выходка активистки движения Femen А. Диаш.
Она во время подписания межправительственных соглашений в присутствии двух президентов оголила грудь и успела прокричать «Жыве Беларусь!», пока охранники выносили ее из зала. Таким нетривиальным способом надругательства над политической девственностью чинного официозного ритуала девушка, по ее словам, выразила протест против «диктатуры в Беларуси».
26 апреля этого года в годовщину Чернобыльской катастрофы А. Лукашенко и П. Порошенко провели обстоятельные переговоры на границе. Поэтому особой потребности в новом, причем официальном, визите президента Беларуси в Украину не было.
Надо сказать, что в последние три года, после Крыма, украинский фактор в политике официального Минска играл очень странную, противоречивую, даже парадоксальную роль. Он выполнял две функции, на первый взгляд противоречащие друг другу.
С одной стороны, руководство Беларуси получило большие внешнеполитические дивиденды от того, что страна оказалась в центре миротворческих усилий мирового сообщества по урегулированию кризиса вокруг Украины. Благодаря Минскому процессу, белорусские власти разработали новый концепт своей внешней политики, в котором Беларусь выступает в роли миротворца, «донора безопасности», Минск претендует на международный статус то ли новой Женевы, то ли нового Хельсинки. Позиция нейтралитета в конфликте России с Украиной и Западом позволила белорусскому руководству несколько дистанцироваться от Москвы, начать успешный процесс нормализации отношений с ЕС и США.
С другой стороны, во внутренней политике Беларуси события в Украине трактовались исключительно в негативном ключе, использовались для запугивания белорусов. Основной посыл властей во время двух политических кампаний в нашей стране (президентские выборы 2015 года и парламентские выборы 2016 г.) был таков: сейчас главное не зарплаты и пенсии, а стабильность, порядок, мир и безопасность. И при этом показывали пальцем на Украину. Во время уличных акций протеста этой весной белорусские государственные СМИ выдали ряд пропагандистских материалов, которые описывали ситуацию в Украине в очень оскорбительном тоне. Дескать, вот в результате Майдана цветущая страна погрузилась в хаос, войну и пр.
В антиукраинскую кампанию включился и сам А. Лукашенко. Он представлял ситуацию в соседней стране исключительно как угрозу. По его словам, в Украине, Польше и Литве созданы лагеря боевиков, которых засылают в Беларусь. Он утверждал, что через украинско-белорусскую границу сюда постоянно идут потоки оружия. Правда, никаких серьезных свидетельств в подтверждение этих слов не приводится. Во время выступления с посланием в Национальном собрании А. Лукашенко трижды заявил, что Беларусь приняла 160 тысяч беженцев из Украины. На самом деле, по данным Департамента гражданства и миграции МВД Беларуси, в течение 2014—2015 годов за статусом беженца или «за дополнительной защитой» обратились 1642 гражданина Украины.
Тем не менее, эти две параллельные, непересекающиеся линии политики официального Минска хорошо работали. Заявления А. Лукашенко в адрес Украины в ходе его встреч с П. Порошенко были очень дружественными, что резко контрастировало с его предыдущими высказываниями. Но, как известно, дипломатия — это искусство лицемерия.
Необходимость в нынешнем визите А. Лукашенко обусловливалась одним, но очень важным фактором. Дело в том, что предстоящие в сентябре совместные белорусско-российские военные учения «Запад-2017» вызывают очень большой ажиотаж, опасения в регионе. Как раз в момент нахождения президента Беларуси в Киеве министр обороны Украины С. Полторак заявил, что осенние учения могут стать началом российской агрессии не только против его страны, но и против государств Европы. И этим визитом в Киев А. Лукашенко стремился как-то успокоить соседей, уравновесить их представления о крене Беларуси в сторону России, продемонстрировать, что политика нейтралитета в российско-украинском конфликте сохраняется.
А президенту Украины П. Порошенко сейчас нужен какой-то внешнеполитический успех. Ведь из-за плохой ситуации в украинской экономике его рейтинг падает. Кстати, в украинском обществе к Беларуси очень хорошее отношение. И П. Порошенко может продемонстрировать своему электорату, что теплая встреча с А. Лукашенко позволяет нейтрализовать потенциальную военную угрозу с севера.
Поэтому в данном визите президента Беларуси больше символики, политических и дипломатических жестов, чем реального практического содержания. Из трех подписанных в Киеве документов ни один не касался напрямую вопросов торгово-экономических связей. Поэтому более интересны оказались внешние ритуалы.
В дипломатической практике Украины уже сложилась традиция, когда руководители иностранных государств и правительств во время официальных визитов посещают аллею Героев Небесной сотни, чтят память погибших во время Майдана. Но А. Лукашенко не мог ее посетить, ибо в белорусском официальном идеологическом конструкте Майдан рассматривается только в негативном смысле, почти как ругательство. Вместо этого А. Лукашенко возложил венок к знаку победы во Второй мировой войне, к памятнику Вечной славы на могиле Неизвестного солдата. Но если бы он этим ограничился, то оставил бы у украинцев не самые лучшие впечатления.
Поэтому белорусский лидер сделал интересный жест: он также посетил мемориал жертв Голодомора, где возложил символическую композицию «Горщік». Надо отметить, что Россия на официальном уровне отрицательно относится к самому термину «Голодомор» и к идее мемориализации этого явления, считает, что она носит антироссийское содержание. Здесь стоит обратить внимание на то, что аналогичный по своему историческому и политическому смыслу символ советского тоталитаризма — белорусский мемориал Куропаты А. Лукашенко ни разу не посетил.
В целом визит А. Лукашенко сопровождался какими-то казусами, что портило картину официозной торжественности. Были пикеты с осуждением его политики. Во время выступления белорусского президента упал в обморок и попал в реанимацию глава пограничной службы Украины.
И кульминацией скандала стала уже упомянутая демонстрация бюста активистки Femen, нарушившая рутинно-бюрократическую помпезность момента. В этом можно тоже увидеть своеобразную символику. Хорошие отношения с Украиной дают Беларуси возможность мягкого освобождения от слишком тесных объятий России. Как писал русский поэт Велимир Хлебников, «Свобода приходит нагая…».
Читайте также в рубрике «Диагноз»: