О праве на образование

Власти не собираются реформировать старую систему образования, а готовы ее лишь совершенствовать. Однако этого явно недостаточно для улучшения ситуации в данной сфере.

Палочка-выручалочка

В 3155 школах Беларуси учится более 1 млн детей и работает свыше 180 тысяч учителей. После окончания школы можно получить профессионально-техническое образование (у нас таких училищ 226), среднее специальное образование (в одном из 225 учебных заведений), а также высшее образование (в Беларуси 45 государственных и 9 частных вузов).

Совершенствованию системы образования было посвящено заседание республиканского педагогического совета 23—24 августа. На нем с программной речью выступил А.Лукашенко. Он поставил перед учителями задачу — «учить и воспитывать детей, а не заниматься бумаготворчеством». По словам Лукашенко, «нам предстоит сделать новый шаг в дошлифовке, совершенствовании нашего образования: дошкольного, школьного, профессионально-технического, высшего. Что ж, сделаем третий шаг, идя от жизни. А то некоторые тут топчутся на месте».

От родителей потребовали одеть детей в форму, а учителям велено обеспечить дресс-код (строгие костюмы). Милицию тоже привлекут для поддержания порядка. Школы получили новые учебники. Исключительно на русском языке. Даже история Беларуси издана на русском. Белорусский язык стал чем-то вроде иностранного языка. Хотя по стандартам Министерства образования в школе должен быть хотя бы один класс с преподаванием на белорусском языке, что позволяет говорить об относительном благополучии с изучением национального языка.

Учителя по-прежнему остаются палочкой-выручалочкой в решении всех вопросов образования. Никто не снимает с них планирование и отчетность, организацию питания, сбор средств на учебники, ремонт, посещения на дому, участие в сельхозработах и т.д.

Высшее образование деградирует

О высшем образовании на педсовете говорилось немного. Запомнилась фраза А. Лукашенко: «Ну, зачем пять лет учить? Я по себе знаю, что там пять лет делать нечего… Три года достаточно для получения высшего образования». А еще было заявлено об обеспечении базового профиля вузов. По мнению главы государства, его отсутствие привело к тому, что каждый вуз выпускает сотни специалистов широкого профиля, которые безуспешно ищут работу по специальности.

Следует отметить, что за последние 6 лет уменьшилось число белорусских студентов (более чем на 130 тысяч). Сейчас их 313 тысяч человек. Сократилось и число профессорско-преподавательского состава (до 21 тысячи человек). В 2017 г. в вузы Беларуси приняли 53,5 тысячи первокурсников (на 2 тысячи меньше, чем в 2016 г.). Из них более 50% будут учиться на платной форме обучения.

Я сам работаю в частном вузе и могу назвать ряд слабых мест нашей системы высшего образования. В частности: 1) жесткая зависимость от Министерства образования при решении всех вопросов, начиная от назначения ректора и кончая содержанием учебных программ; 2) слабая мотивированность студентов к учебе, что определяется платной формой обучения; 3) устаревшая материальная, техническая и информационная база; 4) отсутствие студенческого самоуправления, академической мобильности; 5) невысокий уровень профессорско-преподавательского состава; 6) невостребованность выпускников частных вузов на рынке труда; 7) бесперспективность последующих форм образования (магистратуры, аспирантуры, докторантуры).

Вступление Республики Беларусь в Болонский процесс в мае 2015 г. стало сугубо формальным актом. Работа по реализации Дорожной карты, по которой Беларусь взяла на себя обязательства в целях приведения нашей системы образования в соответствие с европейскими стандартами, практически не ведется. Никаких позитивных шагов в сфере образования не наблюдается. Наоборот, нагрузка на преподавателей год от года растет. Частные вузы проигрывают в конкурентной борьбе с государственными вузами, которые последовательно расширяют платное образование. Исход очевиден.

Я поддерживаю Владимира Дунаева, члена Общественного Болонского комитета, в том, что следует продлить срок выполнения Дорожной карты для Беларуси и тем самым подвигнуть нашу систему высшего образования к модернизации.

Как обеспечить право на образование?

На государстве лежит обязанность обеспечить право на образование для каждого гражданина страны (ч.1 ст. 49 Конституции). Причем среднее и профессионально-техническое образование должно быть доступным и бесплатным, а среднее специальное и высшее образование обеспечивается «в соответствии со способностями каждого». Кодекс об образовании также гарантирует право каждому на получение образования, в том числе за счет средств республиканского и местных бюджетов (ст. 3). При этом закрепляются равенство всех граждан в получении образования, единство образовательных систем и преемственность всех форм обучения.

Следует признать, что власти не собираются реформировать старую систему образования, а готовы ее лишь совершенствовать. Однако этого явно недостаточно для улучшения ситуации в данной сфере.

На этот счет могу высказать свои соображения. Считаю, что здесь не нужно искать какого-то особого пути. Перед нами проторенная европейскими странами дорога — Болонский процесс. На этот путь Беларусь вступила в мае 2015 года. Так и нечего топтаться на месте: надо шаг за шагом идти этой дорогой, догоняя другие страны.

Конечно, можно говорить о плюсах и минусах европейской системы высшего образования. Но она воспринята во всей Европе, в России, Казахстане, Армении, Азербайджане, Грузии. Для перехода к такому образованию надо всего лишь снять удавку с шеи вузов, перестать диктовать им условия, навязывать свои программы, дать возможность избирать ректоров, деканов, заведующих кафедрами. Вольные университеты начнут жить по другим правилам, на свой страх и ответственность. Студенты станут заядлыми путешественниками по странам Европы. Им не надо будет думать о распределении и получении первого рабочего места.

Возможно, именно этого и боятся белорусские власти, выверяя каждый шаг на пути модернизации системы образования. Но это не позволяет молодым людям страны в полной мере реализовать свое право на образование, довольствуясь новой формой, купленной на деньги родителей, и новыми учебниками, отредактированными чиновниками от образования. Маловато…

Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор

Читайте также:

Почему растут тарифы ЖКХ?

Новый ГУЛАГ нам не нужен

Что делать с теми, «кто может, но не хочет, и кто хочет, но не может»

В этот день я не увидел примера правосудия

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023