TOP

Есть ли основания для роста цен?

Оснований для роста цен в Беларуси нет, заявил Александр Лукашенко, согласовывая назначение новых руководителей местной вертикали власти. Выясняем, насколько реалистично это заявление.

Президент акцентировал внимание на необходимости контроля ситуации в сфере ценообразования:

— Вы должны видеть — пускай это люди будут вас информировать, контролеры ваши, подключите профсоюзы (они очень эффективно это делают). Они вам подскажут.

Насколько реалистично заявление официального белорусского лидера? Сайт «Завтра твоей страны» разбирается вместе с кандидатом экономических наук Леонидом Злотниковым.

— Действительно ли у нас нет оснований для роста цен?

— В данный момент, наверное, и нет таких оснований. У нас не рыночная экономика, поэтому говорить о стабильности цен очень трудно. В Беларуси они контролируются, поэтому разговор о стабильности условный.

Я напомню один момент: к концу первой половины года Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ) попыталась организовать подсчет, сколько стоит набор товаров, самых необходимых для человека. Туда включили не только продукты питания, но и необходимые другие товары потребления. Они сравнили с первым полугодием прошлого года и получили результат: рост составил 24%, а статистика дала 6-7%. То есть у нас статистика не все учитывает так, как должно было бы быть.

Второе: как мы оплачиваем товары. Возьмем продовольствие — оно у нас субсидируется. То есть при покупке продовольствия мы не оплачиваем затраты на него. В рыночной экономике это невозможно, а у нас это возможно, потому что когда мы оплачиваем ту же куртку, то там уже сидит НДС. Это значит, что вы оплачиваете еще 20% от стоимости товара. Эти деньги поступают в бюджет, а оттуда уже поступают производителям сельхозпродукции. Таким образом, затраты сельхозпроизводителей не отражаются, поэтому они и ниже, чем это было бы при рыночной экономике.

Поэтому сейчас нет таких условий, которые вызывали бы резкий рост цен, но к концу года и потом — будут.

— Начались сезонные сельскохозяйственные ярмарки, и там цены на овощи, фрукты, корнеплоды иногда значительно ниже, чем в магазинах. Зачем тогда распорядительно контролировать цены в торговых предприятиях?

— Эти ярмарки и есть часть контроля над ценами. Сельхозпредприятиям дают команду продавать товары по близким к себестоимости ценам, что они и делают. У нас недавно было нашествие фирмочек из Туркменистана, которые по дешевке продавали потребительские товары, например одежду. Это тоже было связано со сдерживанием роста цен.

— То есть власть сегодня не готова отказаться от контроля…

— Нет. Иначе цены вырастут значительно. Видите, «выбрасывают» товары подешевле, сначала одна ярмарка, потом другая, потом те магазины, туркменские… Все разговоры о стабильности цен условны.

— Выдержит ли власть те планы по инфляции, которые она сама себе определила?

— Если до конца года не будет чрезвычайных ситуаций, то выдержит. Но потом ситуация может измениться, потому что населению к концу года будут пытаться дать как можно больше денег, а экономического основания для этого нет. То есть зарплата может вырасти на несколько процентов, но это будет номинальный рост, который превратится в инфляцию.

Zautra.by

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.