Полезное о Праге и чехах для наших туристов
Когда я в первый раз поехала в Прагу, не думала, что с первых шагов по чешской земле у меня случится «любовь с первого взгляда». Или с первого шага?
Как бы то ни было, в Праге любой белорус почувствует себя комфортно. Сразу же. Биение сердца этого города попадает в такт с твоим. И, кажется мне, что я знаю, почему это так. Прага такова, каким мы хотели бы видеть наш главный город. И жизнь в Чехии тоже подошла бы для среднестатистического белоруса. И ментально, и по биоритму.
Халупа для снятия стресса после рабочей недели
…Во время недавней поездки в Чешский Крумлов наш гид решила занять время автобусного ничегонеделанья рассказом о том, как живут-поживают современные чехи. Но сначала поведала нам о драматичной чешской истории прошлых веков.
Поскольку про ужасы гуситских войн и их подавления я слышала почти в каждой поездке по этой стране, я рассеянно любовалась пейзажами за автобусными окнами. А вот про наших современников послушать было интересно. Навострим-ка ушки…
По версии экскурсовода, чехи — люди скромные. Не любят выпячиваться через внешний антураж. Поэтому и одеваются неброско, и ездят все больше на «шкодах». Чеха на «ауди» почти не увидишь.
Как типичные славяне, чехи не держат работу на первом месте в своей системе ценностей. Работают, чтобы жить. Сегодня зарплата в Праге — от 700 до 1500 долларов США. В среднем, конечно, в зависимости от специальности. Даже молодые люди, начав трудовую деятельность, обязательно откладывают ежемесячно не менее 100 долларов на старость. Таковы семейные установки, даваемые детям с младых ногтей.
По словам нашего гида, современные чехи не оставляют детям наследство осознанно. Каждый должен добиваться всего в жизни сам. Солидарна полностью.
Что же люди делают с обретенным к пенсионному возрасту определенным достатком? А вот тут-то и начинается настоящая жизнь! Чехи много путешествуют, отдыхают от прошлых обязанностей. Ходят в рестораны с друзьями. Опять же хобби есть у многих.
Для полноценной жизни на пенсии кто-то продает приобретенную ранее и сдававшуюся в аренду недвижимость. Кто-то реализует другие активы или тратит накопленные сбережения.
Не все граждане страны умеют плавать. А вот ездить на горных лыжах умеют все! Этому обучают в школе. В качестве обязательного предмета. Так что все ездят в горы. Это часть образа жизни.
Еще у чехов есть дачи. Как-то очень смешно называются. На наше восприятие. О, вспомнила: халупа! Но дачи чехов — не дачи в нашем понимании. А место для снятия стресса после рабочей недели. Соответственно 6 соток никто не вспахивает. По выходным горожане жарят шашлыки, пьют пиво… Любят собирать грибы.
К словам экскурсовода добавлю собственное, небесспорное наблюдение. Те из коренных жителей, кого удалось разговорить на тему иммигрантов, все до единого поддерживают правительственную линию на сдерживание внешней миграции. То ли это у меня случилась личная «ошибка выборки», пользуясь социологическим термином, то ли есть некая скрытая ксенофобия в национальном характере, связанная со сложной многовековой историей страны с естественным недоверием к чужакам?
Но в самом деле на улицах Праги нечасто встречаются люди из тех некоренных этнических групп, которые широко представлены в составе населения многих западноевропейских стран и живут национальными анклавами, уклоняясь от интеграции.
Более того, покупка недвижимости в Чехии не дает иностранцам права претендовать на получение чешского гражданства. В отличие от многих других стран. Интересно, правда?
«Надо сходить к арабам»
Эти слова были непонятны мне только поначалу, в первый приезд в Прагу. «Сходить к арабам» на сленге означает поехать в центр города, на Вацлавскую площадь. И вот там-то, через дорогу от магазина «Маркс и Спенсер», в боковой улочке напротив другого популярного магазина «DM», работают рядом два обменника, которые держат арабы. Курс валюты в этих обменниках — самый выгодный в Праге.
Что характерно, в одном обменнике — выше курс на евро, а в другом — на доллары США. В один обменник всегда стоит большая очередь, в другой — пять-шесть человек максимум. Причем все туристы считают, что эти два обменника принадлежат разным фирмам. Или банкам.
Когда я узнала, что владеет обеими точками одна и та же группа лиц, то вспомнила мой любимый еврейский анекдот.
…В Иерусалиме в торговом квартале сидят рядом, отвернувшись друг от друга, двое нищих. Один держит табличку: «Подайте бедному еврею на еду!». Второй, в арабской национальной одежде, протягивает прохожим похожую табличку, где написано: «Подайте бедному арабу на пропитание!» Подходит турист. Подает деньги еврею и тихонько говорит ему: «Зачем вы встали рядом с арабом? Отойдите за угол — так вам больше дадут!». Еврей благодарит. Тут появляется турист в арабской одежде, подает милостыню нищему-арабу и что-то шепчет ему на ухо. Тот согласно кивает. Когда оба туриста ушли, «еврей» говорит «арабу»: «Слушай, Изя, эти поцы еще будут учить нас, одесситов, бизнес делать!».
Тем же, кто в качестве туриста захочет в Праге воспользоваться услугами любого из двух обменников, хочу посоветовать не пытаться сдать мелкие деньги. Берут на обмен только от 50 долларов США или евро и выше. При мне чех, работавший рядом с арабом в «долларовой» точке, обозвал женщину средних лет с простоватым лицом «русской дурой». Только за то, что та хотела сдать то ли 20, то ли 30 долларов США. Сделал он это под бдительным оком хозяина и был молчаливо одобрен. Угодил. Хамство осталось безнаказанным. Жаль.
Дорого — да мило, дешево — да гнило
Из огромного количества магазинов, расположенных на Вацлавской площади, мне понравился только один — «ВАН ГРААФ». Цены там выше, чем в других местах, но и качество товаров, а также актуальность — существенно выше. Лично я предпочитаю купить одну хорошую вещь, чем две-три дешевых «односезонки». Если вещь окажется не по карману, лучше откажусь от покупки вообще. Дорого — да мило, дешево — да гнило. Кроме времен скидок, конечно.
Еще одно давнее наблюдение. Нераспроданные в Западной Европе товары перетекают в Восточную Европу. На ценниках часто указано «сделано для Италии», «сделано для Нидерландов». А уж из Восточной Европы нереализованные вещи попадают к нам, в Беларусь. Причем если в ту же Чехию товары поступают с соответствующей уценкой, то цены для Беларуси в большинстве случаев ничем не отличаются от первоначальных, установленных для Западной Европы в начале первого сезона продаж, случившегося иногда несколько лет назад.
Впервые с этим феноменом я столкнулась в 90-е годы. Участвуя в научной конференции в западной части Германии, купила себе в свободное время классные осенние сапоги. Супер!
За два года интенсивной носки любимые сапоги потеряли вид. И в 1997-м году, поехав в гости на Рождество к друзьям-немцам в Дрезден, увидела пару «близнецов» моих сапог в крупном тамошнем магазине. И хотя стоили они процентов на 10—15 дороже первых, я их купила. Это была реинкарнация уже сношенных. Воплощение женской мечты.
Мне-то повезло, а вот повезло ли немкам-«осси»? За те же или даже большие деньги они вынуждены приобретать товар, который не раскупили немки-«весси». Что уж говорить о нас, бедных?
К сожалению, Беларусь нередко превращается в отстойник залежалых товаров.
Боюсь, по тому же принципу начнут работать и вновь открывающиеся у нас моллы.
Хотелось бы оказаться плохим пророком. И тогда можно будет не ездить на «закупы» в Европу, а достойно одеваться дома. Если коллекции известных фирм станут продаваться одновременно в Вене и в Минске.
Ну, а про красоты Чехии и представляющие их турагентства поговорим в следующий раз.
Ольга Абрамова
Читайте также:
Ольга Абрамова собрала журналистов, чтобы рассказать о «Мадам президент»
«Обожженная холодом»: откровенная автобиография Ольги Абрамовой?