Categories: Социум

Воложинский барьер

Мне трудно быть объективным, ибо отделение дневного пребывания инвалидов Воложинского территориального центра социального обслуживания населения переубедит даже самого заядлого скептика, коими изначально должны быть все журналисты, и заставит поверить, что «можем, если захотим».

Создано оно 1 декабря 2007 года. Возглавляет отделение Лариса Щербачевич, которая знает о проблеме не понаслышке, ибо возглавляет местное отделение ОО «БелАПДИиМИ» (Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам).

В настоящее время отделение посещают 23 человека, еще троих тяжело больных специалисты постоянно навещают сами. В отделении активно работают 12 кружков и две мастерские «Сувенирный вернисаж» и «Мастер-кухня», которыми руководят Наталья Буклык и Людмила Половинкина.

Воложин без барьеров

По официальным данным сегодня в нашей стране живет почти 555 тысяч людей с инвалидностью, из них около 2100 — в Воложинском районе, а это почти 6 процентов населения. Если же учесть, что за каждым, имеющим группу инвалидности, обычно «стоят» еще 2—3 человека (отец-мать, муж-жена, брат-сестра), цифры вовлеченности в данную проблему смело можно увеличивать в несколько раз.

Почему из 118 беларусских районов речь именно о Воложинском? Ответ очень простой: именно там осуществляется проект «Воложин без барьеров». Предполагаю, что разговоры про туризм для людей с инвалидностью вызывают у большинства читателей постсоветского пространства по меньшей мере недоумение. Между тем это последствия довольно распространенной ошибочной стигмы о том, что для оных подобное времяпрепровождение невозможно по определению.

Есть смысл напомнить, что в мировом масштабе развитием устойчивого и общедоступного туризма сегодня занимается Всемирная туристическая организация (ЮНСТА). Она входит в структуру ООН и объединяет 157 стран-членов, среди которых и Беларусь.

Не будет лишним вспомнить и 30-ю статью Конвенции ООН о правах инвалидов, где говорится о том, что люди с инвалидностью имеют право участвовать на равных с другими в культурной жизни, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях.

Из 940 работающих сегодня в Беларуси туристических фирм только 4—5 предлагают варианты инклюзивного отдыха, а из 2400 белорусских агроусадеб всего лишь около 20 оказывают определенные доступные услуги.

К сожалению, Воложинский район в этом плане нельзя назвать приятным исключением. На момент старта проекта пандусами здесь были оборудованы только 5 объектов: две школы, автокасса, поликлиника и врачебная амбулатория. Согласно планам, проект финиширует в октябре 2018 года, и тогда доступными для людей с инвалидностью будут уже 30 объектов социальной инфраструктуры, а до конца этого года — 20.

На момент нашего разговора с председателем Белорусского общества инвалидов (БелОИ) Владимиром Потапенко работы по созданию безбарьерной среды выполнены в Ивенецкой больнице, сельском и поселковом советах, библиотеке, в двух музеях, поликлинике.

К слову, БелОИ вместе с местной исполнительной властью, фондом содействия развитию международного диалога и сотрудничества «Интеракция» и Белорусским общественным объединением «Отдых в деревне» не только является одним из партнеров по реализации проекта «Воложин без барьеров», но и стал его официальным лицом.

В буквальном смысле. Дело в том, что фото Владимира Петровича стало центральным на стенде проекта, который путешествует по стране с соответствующей фотовыставкой.

Экологическая тропа

Экологическая тропа, ее еще называют тропой здоровья, расположена близ деревни Белокорец, в десятке километров от Воложина. Строится она на самой окраине знаменитой Налибокской пущи, длина — 1800 метров, по задумке проектантов должна быть «специально оборудованной для людей с инвалидностью». Официальное открытие намечалось на 27 сентября, но не состоялось по причине многочисленных претензий тех, для кого она и создавалась. Теперь оно перенесено на неопределенный срок, который с учетом приближающейся зимы может затянуться и превратить тропу в лыжню.

Как говорится, гладко было на бумаге…

Недавно мне повезло принять участие в очередной «инспекции» места строительства.

Глядя на глубокие колеи, которые оставляют за собой коляски Владимира Потапенко и его заместителя Сергея Дроздовского, невольно подумалось, что понятия «освоить бюджет» и «включить мозги» далеко не всегда синонимичны по сути, а то, что должно способствовать хорошему отдыху, скорей напоминает не экологическую тропу, а военизированную полосу препятствий.

Попутно вспомнилось и предложение авторов бессмертных «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова судить за «головотяпство со взломом»…

К слову, днями узнал, что, несмотря на затянувшиеся осенние дожди, Потапенко проехался по модернизированной тропе на своей коляске еще раз. И опять остался не совсем доволен. Как бывший призер паралимпийских игр, Владимир Петрович ее, конечно же, осилил, но такой физической подготовкой могут похвастать далеко не все люди с инвалидностью.

Честно говоря, лично я не завидую местным властям, ибо именно их, в случае чего, и сделают крайними…

А еще радуюсь, что второй визитной карточкой «Воложина без барьеров» будет структура, с упоминания которой и начинается этот материал, то есть отделение дневного пребывания инвалидов. Радость от того, что именно на базе этой структуры в 2018 году намечено создать туристический информационный и рекреационный центр для людей с инвалидностью. Согласно рекламному буклету, в нем будет «находиться хостел на 20 мест, конференц-зал со специальным оборудованием для слабовидящих и слабослышащих и информационный пункт».

Планируется, что для посетителей хостела будет построено минимум два лифта, а это для здания, построенного в 1937 году, может стать серьезным испытанием. К тому же нет никакой уверенности в том, что и здесь не повторится опыт уже сделанного, когда кто-то сначала освоит бюджет, а потом все будут думать, что с этим делать…

Кстати, о бюджете. Хотя известная поговорка и призывает о деньгах не говорить, тем не менее…Так вот: бюджет проекта «Воложин без барьеров» составит 1 111 000 евро, вклад Европейского союза — 999 990 евро.

Об остальном поговорим в следующем номере.

Александр Томкович

Читайте также:

Сокровенная мечта Михаила Пастухова

Петер Деттмар: Близость наших народов измеряется не только географическими параметрами, но и сотрудничеством и общей исторической памятью

С чего начинается стигма

Честь имею! Неюбилейное интервью правозащитника-юбиляра

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023