Categories: Диагноз

На границе тучи ходят хмуро

Если каждую национальную границу объявлять «государственной», то на земле останется одна нация — пограничники.Виктор Коняхин

11 января на совещании по либерализации визового режима Александр Лукашенко обозначил очередной конфликтный узел в отношениях с Россией. Он заявил: «С февраля 2016 года белорусско-российская граница приобрела негласный статус, как ее часто называют в интернете и везде, «самой странной границы в Европе». 

С этого времени российская сторона без официального уведомления начала осуществлять полноценный паспортный контроль в отношении всех лиц, следующих на автомобильном транспорте, а затем — на авиа- и железнодорожном… Это не нормально, когда между двумя братскими государствами и народами снова восстанавливается граница».

Возмущение президента Беларуси вполне понятно. Ведь фактическая ликвидация границы с РФ является одним из первых шагов политики Александра Лукашенко по интеграции с Россией. В 1995 году он вместе с тогдашним российским премьером Виктором Черномырдиным совершил символический жест: демонстративно выкопал пограничный столб на границе между двумя государствами. Белорусский лидер этим очень гордится. С того момента начал формироваться образ Александра Лукашенко как интегратора постсоветского пространства. И вот теперь Москва покушается на его исконное политическое детище.

В феврале 2017 г. Россия начала устанавливать на границе с Беларусью пограничную зону. С 15 мая прошлого года в российских аэропортах у пассажиров белорусских рейсов стали проверять документы. Со стороны России на границе давно действуют таможенные посты, которые контролируют грузоперевозки, выявляют контрабандную продукцию. 20 октября первый заместитель министра внутренних дел России Александр Горовой предупредил, что весной 2018 года на границе России с Беларусью могут быть установлены временные пограничные посты. В первых числах января уже нового года на белорусско-российской границе образовались очереди, поскольку осуществлялся паспортный контроль.

Все это как-то плохо вяжется с официально декларируемым курсом на «углубление братской интеграции». В чем причины такой политики России? Официально Москва ссылается на соображения безопасности, поскольку Беларусь установила безвизовый режим сроком на 5 дней для граждан 80 стран мира, а в условиях открытой границы это, дескать, создает угрозу проникновения в РФ нежелательных лиц. На что А. Лукашенко резонно ответил: «Но о какой безопасности может быть речь, если у нас совместные списки иностранцев, которым запрещен въезд на территорию Союзного государства. Никто не может въехать, кто находится в этих списках». На наш взгляд, позиция России объясняется несколькими причинами.

Во-первых, сегодня обитатели Кремля находятся в психологической ситуации осажденной крепости. Им везде мерещатся враги. После Крыма проблемы безопасности стали для Москвы неким пунктиком, превратились в нечто иррациональное. Развивается подозрительность, страхи и фобии, опасения, что через Беларусь в РФ проникнут западные шпионы, украинские боевики или террористы «Исламского государства», стремящиеся отомстить России за ее военную операцию в Сирии.

Во-вторых, большое раздражение у Кремля вызывает то, что Беларусь не присоединилась к продуктовому эмбарго России против стран ЕС. Более того, через белорусско-российскую границу в РФ регулярно проникают запрещенные продовольственные товары из Евросоюза.

В-третьих, Москва не скрывает своего недовольства тем, что в то время, как Россия вступила в ожесточенный конфликт с Западом, Беларусь, наоборот, воспользовалась этой ситуацией, чтобы улучшить отношения с ЕС и США, приоткрывает ворота перед европейцами и американцами.

Сейчас правительство Беларуси предлагает ввести безвизовый режим для граждан 80 стран, которые прибывают в минский аэропорт, сроком не на 5 дней, а на 10 дней. Уже сейчас для посещения Августовского канала, Беловежской пущи, городов Бреста и Гродно можно приезжать без визы на 10 дней. Инвесторы индустриального парка «Великий камень» могут находиться в Беларуси 180 дней, не имея визы. Безвизовый порядок въезда предусмотрен для иностранцев и для работы в Парке высоких технологий.

Кстати, сама Россия установила безвизовый въезд в свою страну для граждан 106 государств, у нее более льготный визовый режим со странами ЕС, чем у Беларуси. Но все эти решения были приняты еще до начала украинского кризиса.

В-четвертых, этим частичным восстановлением контроля на совместной границе Россия стремится принудить Беларусь к введению так называемой союзной визы, единого визового пространства двух государств. Еще в марте 2015 года с таким предложением выступил Владимир Путин. Через полгода эту идею продублировал российский премьер Дмитрий Медведев.

А Минск всячески сопротивляется. Ибо визовая политика — это элемент государственного суверенитета. С учетом разного удельного веса двух государств, введение союзной визы станет де-факто ограничением белорусской независимости. Уже сегодня наличие общих с Россией «черных списков» нежелательных иностранцев для въезда на территорию Союзного государства оборачивается регулярными скандалами с украинскими журналистами, общественными деятелями, которые приезжают в нашу страну. А с введением единой визы Беларусь будет втянута в многочисленные конфликты России с ЕС, США, Украиной, многими арабскими странами. А ведь Беларусь только начала проводить «многовекторную» внешнюю политику, нормализовывать отношения с Западом, открываться миру. И зачем, и ради чего все это рушить?

Поэтому сейчас речь идет только о подписании соглашения о взаимном признании виз. В ноябре 2017 года министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей после визита в Москву заявил, что Минск и Москва рассчитывают подписать его до конца 2017 года. Но не срослось. Теперь назначен новый срок: первый квартал 2018 года. Видимо, обе стороны хотят успеть подписать соглашение до начала чемпионата мира по футболу в России (14 июня), на который предполагается большой наплыв болельщиков со всех стран.

Между тем вопрос о визах и границе имеет вполне реальное экономическое содержание. По словам Владимира Макея, в результате мер по либерализации визового режима только в Минске экспорт туристических услуг вырос на 35%. А все ограничения для граждан третьих стран на белорусско-российской границе, наоборот, негативно влияют на транзит иностранцев через Беларусь.

А тем временем на совещании у президента 11 января так и не было поддержано предложение правительства ввести безвизовый режим для граждан 80 стран, которые прибывают в минский аэропорт на 10 дней. Вопрос пока отложили. Возможно, Минск не хочет в очередной раз дразнить Москву, во всяком случае, до подписания соглашения о взаимном признании виз.

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

Под знаком перемен

Год развеянных мифов

IT-гибрид

Ударим либерализацией по бизнесу

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023