Белорусский рубль поджидают угрозы
Фундаментальных предпосылок для значительного изменения валютного курса в Беларуси нет, сообщил 24 января начальник главного управления монетарной политики и экономического анализа Национального банка Дмитрий Мурин. Экономисты его оптимизм не разделяют.
Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук обращает внимание на формулировку представителя Нацбанка.
— Всегда важно понимание прилагательных: фундаментальные предпосылки — это какие? Их понимание может весьма различаться. Неужели Нацбанк верит в стабильность российского рубля, который зависит, в том числе, от цен на нефть? — говорит экономист.
Эксперт отмечает, что в декабре 2017 года значительно приросла рублевая денежная масса, годовой рост которой составил около 30%.
— Посмотрим: если в течение первых двух-трех месяцев Нацбанк изымет эту массу, то давление на цены высоким не будет. Если же прежняя практика продолжится, то следует ожидать высокой инфляции и девальвации. Когда количество наличных денег увеличивается на 30% при фактической стагнации экономики, это должно сказаться на потребительском рынке, на тех ценах, по которым люди покупают товары, — объясняет Ярослав Романчук.
Экономист также констатирует, что правительство и Нацбанк так и не нашли рецепт, как избавиться от той части госсектора («номенклатурно-коммерческих фаворитов»), которая живет за счет бюджетных вливаний.
— Так что они еще попортят нам крови, — уверен руководитель научно-исследовательского центра Мизеса.
Он также уверен, что фундаментальные предпосылки, которые могут негативно повлиять на состояние белорусского рубля, как раз существуют. В нынешней ситуации Нацбанк должен быть готов к различного рода изменениям и иметь в запасе план «А» и план «Б».
— Впрочем, нужно понимать, что Нацбанк делает не только научно обоснованные заявления, но выступает еще и психологом. Именно так он выглядит в этой ситуации, когда уверяет, что все будет хорошо, — заключает экономист.
Старший аналитик Альпари Вадим Иосуб отмечает, что угроз курсу белорусского рубля здесь и сейчас, пожалуй, не существует, но нет гарантий, что они не появятся в будущем. Аналитик разделяет потенциальные угрозы белорусской валюте на внешние и внутренние.
К внешним собеседник относит возможность сильного падения цен на нефть, а вслед за ними и на нефтепродукты, от которых существенно зависит белорусский бюджет. Существует и возможность обвала курса российского рубля. При негативном сценарии в связи с ожидаемыми новыми санкциями США есть вероятность массового выхода иностранных инвесторов из российских государственных облигаций.
Внутренние угрозы могут быть связаны с политикой правительства в области доходов населения и с политикой финансирования неэффективных госпредприятий.
— В конце прошлого года мы видели попытки поднять зарплаты административным путем, а также очередные вливания и списание задолженностей неплатежеспособным предприятиям. Пока это привело к достаточно скромной реакции, но если найдется тот, кто пролоббирует увеличение вливаний в неплатежеспособные предприятия, то курс рубля будет под серьезной угрозой, — полагает Вадим Иосуб.
Сергей Пискун, zautra.by