Контроль за спецслужбами: европейский опыт
2 февраля председатель КГБ Беларуси Валерий Вакульчик дал обширное интервью гостелевидению. Его содержание в целом повторяло интервью главы спецслужбы газете «СБ. Беларусь сегодня» от декабря прошлого года.
Очевидно, что КГБ ставит перед собой задачу улучшения своего имиджа в обществе. Белорусские спецслужбы отличает суперзакрытость от общества даже на фоне спецслужб России и Украины. Во время экономического кризиса такая закрытость играет против КГБ: налогоплательщики не склонны одобрять траты, потребность в которых для них неочевидна.
В условиях гибридных угроз нашей стране нужны эффективные и высокопрофессиональные спецслужбы, которые бы пользовались уважением и опирались на поддержку общества. Этого невозможно добиться без доверия и контроля общества над спецслужбами. Безусловно, специфика госбезопасности не подразумевает полную открытость и абсолютный контроль. Требуется некий промежуточный вариант, который, с одной стороны, пользуется доверием налогоплательщиков, а с другой — не ставит под угрозу дееспособность самих спецслужб.
И такой механизм в Европе уже давно выработан и относительно успешно функционирует. Речь идет о парламентском контроле за деятельностью спецслужб. С одной стороны, его осуществляют народные представители, облеченные доверием налогоплательщиков. С другой — четкие процедуры контроля не ставят под угрозу функционирование спецслужб.
Все начинается с того, что спецслужбы регулярно и подробно отчитываются о результатах своей деятельности перед парламентом. Потому что в демократических правовых государствах именно парламент определяет, куда и на что идут народные деньги. А эффективные спецслужбы дешевыми не бывают. Им нужны деньги. И немало. А значит, нужна поддержка парламента.
Парламент реализует свои контрольные функции через специальную парламентскую комиссию/комитет по вопросам разведки (контролю за спецслужбами). В обязательном порядке в состав комиссии включаются и представители оппозиционных партий.
Все члены комиссии должны получить необходимые допуски к государственным секретам. На членов комиссии налагаются все предусмотренные законодательством ограничения как на секретоносителей. И они несут ответственность за разглашение секретных сведений.
Парламентские комиссии по контролю за спецслужбами обладают обширными полномочиями. Они мониторят соблюдение законности в деятельности спецслужб и соответствие внутриведомственных нормативных документов законодательству. Определяют размер бюджетного финансирования спецслужб. Дают согласие на назначение руководителей спецслужб и их заместителей. Проводят проверки по наиболее резонансным жалобам на действия спецслужб и выявленным в их работе недостаткам. Отслеживают сотрудничество своих спецслужб с иностранными. Дают заключения относительно законопроектов, затрагивающих деятельность спецслужб. Также комиссия рекомендует высшему руководству страны, как улучшить деятельность спецслужб.
Но есть и ограничения. Комиссия не может получить доступ к информации об оперативной деятельности, о порядке взаимодействия с иностранными специальными службами, об источниках и способах получения информации, к любой информации, способной раскрыть личности агентов и сотрудников, поставить под угрозу текущую и планируемую операцию спецслужбы. Причины очевидны: раскрытие подобной информации ставит под угрозу жизни людей. Сотрудник спецслужбы, чья профессиональная деятельность подвергается парламентскому разбирательству, имеет право пользоваться услугами своего адвоката. То есть защищаются не только права рядовых граждан, но и самих сотрудников спецслужб. При этом комиссия имеет право публично оглашать причину разбирательства только с согласия лица, чья деятельность послужила основанием для проверки.
Безусловно, парламентские комиссии не всесильны. С учетом того, что большая часть деятельности спецслужб протекает вне поля общественного внимания, надо понимать, что и большинство нарушений законодательства и провалов спецслужб остается под покровом тайны. А на поверхность выплывает лишь то, что спрятать невозможно. Разведка и госбезопасность — сфера предельно тяжелая для любого контроля и регулирования. Поэтому скандалы, связанные со спецслужбами, сотрясают периодически даже старые демократии.
Тем не менее парламентский контроль остается наиболее действенным механизмом сдерживания спецслужб в рамках закона. И одновременно, наравне с независимым правосудием, является важнейшим механизмом урегулирования отношений между гражданином и спецслужбами как представителями государства, способствуя поддержанию высокого уровня доверия налогоплательщиков к своим джеймсам бондам.
Правда, для этого и сам парламент должен быть уважаемым, опирающимся на народное доверие институтом. В случае Беларуси тут непочатый край работы. Я и про парламент, и про спецслужбы. Но однажды эту работу придется начать. И опыт Европы нам очень пригодится.
Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog
Читайте также:
Во главе силовых ведомств — гражданские министры