TOP

«Черная метка» генералам от президента

13 февраля в Минске прошло заседание Совбеза Беларуси. Широкой публике было представлено вступительное слово Александра Лукашенко. В своем выступлении президент не ограничился чисто военной тематикой и прошелся по большинству силовых ведомств. Причем в такой тональности, что втягивание головы в плечи некоторыми руководителями выглядело вполне обоснованно.

Обычно освещение подобных мероприятий ограничивается кратким пресс-релизом с самым общим описанием затронутых тем. При изрядной доле везения появляются комментарии постфактум некоторых членов Совета безопасности.

Но в этот раз широкой публике было представлено вступительное слово Александра Лукашенко. Так как видеоматериалы выкладывались по частям, весьма вероятно, что в полном объеме содержание выступления белорусского руководителя обнародовано не было. При этом показателен фоторяд, который сопровождал текст о мероприятии на официальном президентском сайте: уверенный в себе и посвежевший благодаря фотошопу А. Лукашенко на фоне вжавших головы в плечи чиновников, которые старательно записывают что-то в ежедневники. Очевидно, что такой подбор фотоснимков был сделан умышленно, картинка должна подчеркивать важность момента и сказанного.

Хотя основной темой встречи членов Совбеза заявлялась военная безопасность Беларуси, в своем выступлении А. Лукашенко не ограничился чисто военной тематикой и прошелся по большинству силовых ведомств. Причем в такой тональности, что втягивание головы в плечи некоторыми руководителями выглядело вполне обоснованно.

Вводная часть выступления А. Лукашенко вполне соответствует картине современного российского художника Васи Ложкина «Тьма сгущается». Белорусский руководитель заявил, что мир находится в шаге от возникновения глобального противостояния с самыми непредсказуемыми последствиями. Очевидно, имеется в виду противостояние России и Запада. При этом игнорируется тот факт, что Москва — давно не глобальный центр силы и не имеет потенциала им стать. Она добивается успеха лишь там, где не получает должного отпора. И ужесточение риторики и действий Запада, в том числе наращивание оборонных расходов и развитие военной инфраструктуры у белорусских границ — это ожидаемая реакция на российские действия. Причем реакция весьма ограниченная: данные о военных потенциалах всех стран—соседей Беларуси доступны с 1992 года. И та же Польша сейчас имеет меньше 40% сил и средств, которыми располагала четверть века назад.

Да и объективные статистические данные показывают, что, несмотря на все тлеющие и полыхающие конфликты, человечество в настоящее время живет в самую безопасную с точки зрения вооруженной конфронтации эпоху за всю письменную историю цивилизации. Т.е. за последние 5000 лет.

Касаясь результатов деятельности основных силовых ведомств страны, А. Лукашенко весьма жестко раскритиковал Минобороны, МВД, прокуратуру, в гораздо меньшей степени МЧС. Публичной похвалы удостоился лишь КГБ.

В целом в выступлении А. Лукашенко на заседании Совбеза ничего нового не прозвучало. Многие из озвученных проблем в работе силовых структур не решаются годами.

Именно поэтому главное в данной ситуации не то, что сказал Лукашенко, а как он это сказал. Сам формат подачи материала создает впечатление предвыборной агитки, стержнем которой выступает новая посткрымская редакция общественного договора по-белорусски: вместо материального благополучия в обмен на политическую лояльность предлагается безопасность всем и во всём. Публичная часть заседания Совбеза — это практически лубочное изображение мудрого, справедливого, заботливого, но строгого царя.

Отсутствие новизны в словах А. Лукашенко означает, что он и дальше будет использовать роль народного заступника, готового встать на защиту простого человека-труженика от нерадивых чиновников. Следовательно, если возникнет необходимость, то для поднятия рейтинга белорусский правитель вполне может с шумным медийным сопровождением отправить в отставку тех руководителей силовых структур, которые в наименьшей мере оправдывают доверие. Судя по открытой части выступления А. Лукашенко, больше всего оснований для волнения у министра обороны Андрея Равкова. Похвала же в адрес КГБ связана не только, а скорее всего не столько с эффективностью работы спецслужбы, сколько с желанием подстегнуть среди силовых ведомств своеобразное соревнование ради улучшения результатов деятельности.

Проблема в том, что в рамках нынешней властной и политической системы в Беларуси фамилия руководителя того или иного ведомства, даже с генеральскими погонами, мало что значит. «Буксуют» не столько отдельные руководители, сколько система в целом. Менять надо философию и принципы руководства силовым блоком. К чему, судя по отсутствию новых идей в выступлении 13 февраля, А. Лукашенко абсолютно не готов.

Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog

Читайте также:

Контроль за спецслужбами: европейский опыт

Во главе силовых ведомств — гражданские министры

Что готовит нам 2018-й?

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.