Весь бизнес Игоря Стриги построен на участии в нем людей с инвалидностью. И это вполне объяснимо: у директора в инвалидной коляске других ориентиров не может быть, ибо он как никто другой знает, как непросто людям с инвалидностью интегрироваться в обычную жизнь.
Жизнь Игоря Стриги условно разделена на две части — до трагедии и после. Но сам он об этом говорить не любит. Дескать, банальная авария. Произошла она в 1994 году, по дороге в Могилев. Виноват в ДТП был не Стрига, но это вряд ли кого-то может утешить. Чудом оставшийся в живых Игорь не только пересел из навороченного БМВ в «презентованную» государством «Таврию», но и кардинально изменил весь образ жизни. Люди с инвалидностью обычно называют это «сесть в коляску», хотя в данном случае определение не совсем подходит, ибо Стрига в коляске оказался только через три года после злополучной аварии.
Все это время он с необыкновенным упорством пытался доказать себе и окружающим, что не намерен поддаваться гримасам судьбы. Не остановил даже страшный диагноз — оскольчатый разрыв спинного мозга и слова о том, что инвалиды-колясочники относительно нормально живут с десяток лет, а потом начинаются пролежни, урология, инфекции. Обычно все заканчивается очень грустно…
Работать (в смысле зарабатывать) Игорь начал довольно рано, и уже в 23 года был во всех отношениях успешным человеком — жена, ребенок, квартира, BMW . Стрига был фотографом, грузчиком, водителем «скорой помощи»… И даже в качестве манекенщика ходил по подиуму в столичном Доме моды.
Могилевская авария полностью перечеркнула привычный алгоритм жизни. Из активного и удачливого предпринимателя он превратился в человека, за которым был нужен постоянный уход. Год вообще не вставал с кровати, потом — многочисленные реабилитации.Грустно, но через какое-то время с женой пришлось разойтись.
Тогда Игорь жил на пятом этаже в доме без лифта. Чтобы спуститься вниз и выйти на улицу, обычно использовал «дикулевские сапожки» или всем знакомые «канадки», то есть костыли «под локоть».
Буквально через год (уже на коляске) вместе с братом он поехал на своей «Таврии» в Болгарию, а потом занялся (надо было как-то зарабатывать на жизнь) частным предпринимательством. Имел на Комаровском рынке два торговых места, в основном занимался продуктами питания.
Как известно, на рубеже веков государство лишило индивидуальных предпринимателей права нанимать на работу наемных рабочих. Для Игоря это означало конец торгового бизнеса, ибо инвалиду-колясочнику не пользоваться услугами других людей невозможно по определению.
В 1999 году Игорь Стрига начал работать инструктором по езде на инвалидной коляске на курсах активной реабилитации. На общественных началах, то есть абсолютно бесплатно, что тяжело понять приверженцам товарно-денежных отношений. Тогда эти курсы проходили в санатории «Березина», который находится в Борисове. Каждое лето сюда собирали «свеженьких» инвалидов-колясочников, а Игорь десять дней подряд учил их выстраданным личным опытом нюансам возвращения в привычную прежде жизнь.
В интернете при желании можно посмотреть, как виртуозно Игорь управляет своей инвалидной коляской. После его курсов участники уезжали с пониманием того, что и в инвалидной коляске можно жить активной жизнью. Традиционно на них работало немало волонтеров из числа студентов столичных вузов. Среди них была и будущая жена Игоря Татьяна, знакомство с которой случилось в 2005 году.
Вскоре состоялась свадьба, а три года назад Татьяна родила прелестных двойняшек — Соню и Степу.
В 2005 году Игорь Стрига устроился на протезный завод, где в качестве реабилитолога начал преподавать технику езды на инвалидной коляске. Обычно это выглядело так: к Игорю приводили 6—7 новоиспеченных обладателей колясок. Каждую, как говорят военные, он «приводил к нормальному бою», то есть подгонял по размеру, подкручивал, объяснял, как преодолевать препятствия, ездить по ступенькам, бордюрам, пандусам.
К слову, среди тех, кто стал учеником Игоря, была знаменитая паралимпийская чемпионка Людмила Волчёк.
Оплата за эту работу была такой незначительной, что напоминала благотворительность, и вскоре Стриге пришлось искать другую работу. Через короткое время он стал работать диспетчером в «Гипермаркете услуг 124».
О том, что было дальше, логично узнать у него самого:
— Если очень коротко, то нашему предприятию семь лет. Я был первым работником с инвалидностью, тогда на предприятии работало всего несколько сотрудников. Сейчас — сорок человек, и только двое не имеют групп инвалидности — главный бухгалтер и начальник одного из отделов.
Два года я был диспетчером, а потом — директором.
Кроме всего прочего, мы занимаемся трудовой адаптацией людей с инвалидностью. В год через наше обучение проходит около двадцати человек. Кого-то оставляем у себя, кому-то помогаем трудоустроиться.
Было время, у нас работало 60—70 человек, но кризисы постоянно вносят коррективы.
В офисе 12 рабочих мест. Все остальные работают удаленно. Благо современная техника это позволяет. К слову, удаленно люди с инвалидностью работают гораздо лучше и надежней той же девочки, которой вечером надо попасть на дискотеку.
Наши сотрудники находятся на постоянной связи с коллегами, всех видят, разговоры записываются.
124 — короткий телефонный номер. Теперь он абсолютно бесплатный. Раньше сумма была чисто символической, но мы убедили оператора отказаться и от нее. Большинство наших клиентов — пенсионеры, а они, как известно, не самые богатые люди…
По этому телефону круглосуточно можно заказать выполнение любой услуги бытового характера. Поможем решить любой вопрос. От какой-то мелочи, вроде повесить на стену картину, до капитального ремонта. Специализируемся также на погрузочно-разгрузочных, ремонтных, электромонтажных. сантехнических работах. То есть делаем практически все.
Сейчас этот перечень будет расширяться — присоединились к проекту по обслуживанию домофонов. Принцип прост. Если у вас дома сломался домофон, вы набираете наш номер. Мы выясняем, кто конкретно занимается обслуживанием домофонов вашего района. Они принимают от нас заявку и высылают мастера.
Есть у нас отдел разработки и продвижения сайтов. Там работает человек 12. Все удаленно, люди «разбросаны» по всей республике. Начальник, например, находится в Витебске. В девять утра все его подчиненные выходят в скайп, намечают направления работы, а в конце месяца мне предоставляют отчет.
…Во время нашего разговора, который проходил в офисе предприятия, мимо на инвалидной коляске проехала симпатичная, очень знакомая …незнакомка. Оказалось, это Александра Чичикова, осенью прошлого года ставшая «Мисс Мира на инвалидной коляске». Оказалось, что и сам Игорь Стрига тоже довольно медийная личность — восьмикратный чемпион Беларуси по баскетболу на колясках. Клуб раньше назывался «Минские волки», но потом переименовали в «РСКИ» — Реабилитационный спортивный клуб инвалидов. Ездили играть в Германию, Турцию, Украину, Латвию, Литву, Польшу, Россию…
Александр Томкович
Читайте также:
Историк ТАРАС: «Готов беспощадно душить инвалидов умственного труда»
Посол Швеции в Беларуси Кристина Юханнессон: «У белорусов — северный менталитет»
Неизвестное об известных — II. Продолжение
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…