На кого УЧИТЬСЯ?
На несогласованность системы образования и рынка труда в Беларуси эксперты указывали давно. Почему, как и несколько десятков лет назад, в системе высшего и профессионального образования учат одному, а работодатель требует совсем другое?
Оптимизация — раз! Оптимизация — два!
Очередной этап революции в системе образования анонсировал недавно вице-премьер Василий Жарко: «Уже сейчас нужно начинать работу с заказчиками кадров. В этом году распределение должно быть сто процентов — никаких свободных дипломов ввиду отсутствия мест для трудоустройства быть не может. Каждый руководитель персонально отвечает за эту работу».
Вице-премьер пообещал изменить систему прогнозирования потребности в кадрах. Теперь определять количество принятых в вузы будут не сами учреждения образования, а Министерство труда и социальной защиты совместно с министерствами экономики и образования. Они должны учитывать потребности экономики, демографического прогноза и баланса трудовых ресурсов. Свои специальности или специализации вузам необходимо будет защитить, а устаревшие будут закрыты. Василий Жарко посоветовал представителям образовательной отрасли осваивать новые перспективные направления подготовки по тем специальностям, которые будут востребованы цифровой белорусской экономикой.
Ситуация, действительно, революционная, но сложно сказать, как скоро будет достигнута конечная цель, если, по признанию самого Василия Жарко, вузы сегодня в массе своей готовят совсем не тех, кого ждут на предприятиях.
Распределение — это принуждение к труду, которое не должно существовать в цивилизованном обществе
Именно так писали на студенческих форумах выпускники белорусских вузов прошлого года. Еще звучали мысли о том, что распределение «нарушает наше конституционное право на получение бесплатного образования», о том, что «когда-то система помогала найти место молодому специалисту, а сейчас все равно место ищешь сам, но отработать обязан».
«С каждым годом распределение все больше превращается в рабство, — отметила Кристина Мурашева, председатель общественной организации «Братство организаторов студенческого самоуправления». — Большая часть выпускников негативно воспринимает институт распределения. Работодатель может платить минимальную зарплату, создавать плохие условия труда, а молодой специалист не может уйти! Государство в лице учебных заведений не способно выполнять принятые на себя обязательства по обеспечению всех выпускников-бюджетников работой по распределению. Об этом свидетельствует тот факт, что 59,2% выпускников приносят индивидуальные заявки от организаций».
Кстати, в Дорожной карте, которую подписала Беларусь при вхождении в Болонский процесс, рекомендуется предельно сократить количество выпускников, которые подлежат распределению. Исключение могут составлять лишь те, кто обучается по дефицитным специальностям.
Семь раз подумать, на кого УЧИТЬСЯ
На протяжении последних пяти лет вакансии для молодых специалистов и выпускников вузов являются самыми востребованными на рынке труда: на одну приходится 25—30 резюме. Молодым специалистам сложно найти работу. В проблеме есть несколько составляющих. Одна из них заключается в том, что в последнее время молодые люди все чаще выбирают вуз, а не профессию. Корни идут из далекого советского прошлого, когда высшее образование было большим личным достижением и гарантировало признание в обществе, карьерный рост. Сейчас существует диссонанс. Категория «престижная профессия» заменилась категорией «высокооплачиваемая профессия», и вуз абитуриенты стали выбирать, исходя из того, насколько много позволит заработать выбранная специальность.
До сих пор у большинства существует иллюзия, что, выбрав престижное учебное заведение, ты автоматически получаешь путевку в безбедное будущее. Считается иногда, что при выборе жизненного пути надо обращать внимание и на то, красиво ли звучит будущая специальность, не до конца понимая, в чем ее суть. Но на практике все иначе. Ключ к успеху — это профессиональное самоопределение: четкое осознание своего пути в профессии в соответствии со своими задатками, способностями и готовность долго и вдохновенно по нему идти.
Еще одна ошибка — получение высшего образования ради самого факта его наличия. В Беларуси наличие диплома об окончании вуза рассматривается как данность. Очень странно, когда выпускники школ выбирают профессию априори невостребованную. Сколько, к примеру, человек каждый год стремятся поступить на «международные отношения», а ведь по большому счету, этот факультет — общего профиля. В Беларуси нет надобности в таком количестве дипломатических сотрудников! Единицам «светит» перспектива трудиться за границей или даже в местном МИДе. В чести у молодых людей «международное право», «бизнес-администрирование», всевозможные экономические направления, по которым, получив диплом, особенно сложно найти себе первое рабочее место.
По прогнозам экспертов, в самое ближайшее время нас ждут значительные изменения на рынке труда: одни профессии станут непопулярными, а другие вовсе исчезнут. В «группу риска» попадут экономист, бухгалтер, менеджер по продажам, юрист, нотариус, секретарь-референт, переводчик, психолог, специалист по кадрам, журналист, охранник. Востребованы будут специалисты из сферы IT, строители, работники медицинской и педагогической сферы, в том числе и среднего звена, специалисты из сферы инженерии, работники объектов торговли, строители широкого профиля, специалисты производственных профессий. Однако гораздо важнее профессии общие качественные навыки и умения — это требуется в эпоху любых перемен.
Светлана Балашова
Читайте также:
Играем со смертью. С удовольствием…