Categories: Диагноз

Выборы под кодом 000 179

Не сакрэт, што ўлада год ад года Выбірае ў нас сябе сама. І таму ў тутэйшага народа Выбару ніякага няма. Алесь Няўвесь

Прошедшие в Беларуси так называемые «местные выборы» вписались в традиционный белорусский сценарий.

Поскольку у нас нет ни реальных выборов, ни местного самоуправления, то состоявшаяся политическая кампания не была интересна ни власти, ни оппозиции, ни обществу. Не удивительно, что она проходила вяло. Согласно данным Центризбиркома, на 18 тысяч депутатских мандатов претендовали чуть более 22 тысяч человек. Т. е. абсолютное большинство округов — безальтернативные, там один кандидат на одно место.

Оппозиционные партии выдвинули 219 кандидатов в депутаты — почти на 100 человек меньше, чем в 2014 году. Но только 174 из них власти допустили к выборам.

Независимые кандидаты по итогам коммуникации с населением в ходе агитации приходят к выводу, что подавляющее количество избирателей не поддерживает действующую власть и не верит в справедливость выборов.

Но созданная в Беларуси избирательная машина хорошо отлажена, доведена до автоматизма, работает без сбоев и в любой момент готова обеспечить нужный результат. Особенно это касается подсчета голосов, который проходит непрозрачно, наблюдатели ничего не могут увидеть.

Главной проблемой для властей в ходе этой избирательной кампании было обеспечение необходимой явки избирателей. Хоть по новому законодательству отсутствует порог явки, т. е. выборы считаются состоявшимися, сколько бы избирателей не пришло на избирательные участки, но для политического руководства количество людей, пришедших голосовать, является показателем доверия общества к существующему режиму. Например, если явка окажется ниже, чем раньше, то это можно трактовать как снижение поддержки власти. Поэтому для местной вертикали обеспечение нужной цифры участвующих в выборах было доказательством политической лояльности и эффективности.

При этом предпочтительней было обеспечить явку именно за счет предварительного голосования. Как известно, в Беларуси почти все голоса, поданные до основного дня выборов, оказываются почему-то в пользу провластного кандидата. Таким образом, массовое досрочное голосование одновременно обеспечивало высокий процент проголосовавших и гарантировало «победу» претенденту от власти.

Но тут возникла трудность. Разочарованный народ не желал идти на выборы. С другой стороны, единственное, что могли проконтролировать независимые наблюдатели, это как раз явку. Количество людей, пришедших на избирательные участки легко посчитать.

Из этой нелегкой ситуации в каждом регионе выходили по-разному. Самый простой способ — это просто игнорировать независимых наблюдателей. Руководствуясь логикой, сформулированной в старом анекдоте: «пусть клевещут». Например, на участке № 87 Казимировского округа Могилевской области за пять дней голосования по подсчетам наблюдателей проголосовать пришло 9,6% избирателей, а по официальным данным — 34,1%. В абсолютных цифрах разница получилась в 650 человек.

На участке в Шклове, где баллотировался лидер Партии БНФ Григорий Костусёв, в основной день голосования 18 февраля проголосовало только 3 избирателя, а официально явка составила 98%!

Второй способ еще более незамысловатый: выгнать независимых наблюдателей. Например, в Могилеве на участке № 152 официально проголосовало 433 человека, а наблюдатель Юрий Дорошенко насчитал только 71 избирателя и подал 23 обращения к комиссии. В ответ его просто выгнали с помощью милиции.

В других местах наблюдателей задерживала милиция (Артем Скоробогатый в Боровлянах). Журналисту Белсата Андрею Козелу, снимавшему подсчет голосов на видео, разбили голову о двери. Организацию «Право выбора», координирующую деятельность независимых наблюдателей, 18 февраля выгнали из арендованного помещения, а когда она переместилась в другой офис, там отключили интернет.

Еще одним механизмом нейтрализации независимых наблюдателей стало формирование властями своего корпуса лояльных наблюдателей, своеобразных «титушек». Их функция состояла в том, чтобы мешать первым, дезавуировать их выводы. В Гродно придумали даже специальные бланки, в которых эти так называемые «наблюдатели» от власти утверждали, что выборы проходят замечательно, никаких нарушений нет.

И, наконец, на этих выборах мы увидели относительно новое для Беларуси явление — избирательные «карусели». Это когда группы людей переходят от участка к участку и там голосуют, пытаясь повысить явку. В Минске «карусельщиков» по требованию оппозиционеров, даже отвезли в милицию, но вскоре отпустили.

Кстати, в столице «карусель» была организована в виде полудетективной спецоперации. Ее участники имели в паспорте специальный код 000 179, на основании которого им давали бюллетени для голосования.

Оппозиционный активист Денис Кравчук, раздобывший эту информацию, поставил в своем паспорте этот код, проголосовал на трех участках, записал это на видео и выложил его в интернет. Председатель ЦИК Лидия Ермошина, комментируя этот видеоролик, фактически признала, что члены избирательных комиссий, выдавших Кравчуку бюллетени, нарушили закон. Но почему-то обвинила в провокации самого Дениса.

Согласно данным Центризбиркома, в досрочном голосовании приняли участие 34,95% избирателей, и это новый рекорд досрочного голосования на местных выборах. В марте 2014 года досрочно проголосовали 32,04% избирателей, в 2010 году — 29,3%, в 2007 — 24,9%. Но координатор кампании «Право выбора» Александр Силков констатировал, что независимые наблюдатели зафиксировали самую большую явку на Вишневецком округе № 40 в Могилеве — 20% избирателей.

Как и ожидалось, в областные и Минский городской советы представителей оппозиции не пропустили.

Вроде бы ничего нового, все как обычно. Изменилась лишь общественная атмосфера. Поэтому контраст между настроением населения, степенью их недоверия власти и объявленными результатами стал гораздо большим.

А Александр Лукашенко на избирательном участке возмутился фальсификациями. Но не в ходе выборов, а на Олимпийских играх.

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

На фронтах информационной войны

Восстановленная монополия

Привыкли руки к топорам…

«Белая Русь» как чемодан без ручки

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023