Эта каста издает законы, которые сама не соблюдает. Пишет постановления, которыми руководствоваться не собирается. Зато за собой оставляет право контролировать нас. Попасть в нее непросто. Условия этого попадания не регулируются логикой и не зависят от умственных способностей.
Не так давно, сидя в машине возле одного торгового центра, наблюдал такую картину. Аккурат под знаком «Парковка для инвалидов» стояла легковушка без наклейки на стекле, что она принадлежит именно инвалиду. А в салоне авто сидел сотрудник ГАИ и… исполнял свои обязанности. То есть следил, припаркуется ли на инвалидную стоянку не инвалид, ведь почти все остальные места заняты.
И водители парковались, шли в торговый центр за покупками, а когда возвращались к машине, их уже ожидал человек в форме и с жезлом, чтобы составить протокол за нарушение ПДД и истребовать штраф.
И попробуй, сделай такому замечание, что он, так сказать, злоупотребляет, действует незаконно. Да, ему разрешено сейчас нести службу и не на служебной машине, а что он сам нарушил правила парковки, еще доказать надо. А ведь это он здесь устроился именно для того, чтобы нас штрафовать!
В связи с этим фактом возникли некоторые мысли о людях, наделенных властью — большой или маленькой, неважно. Не мной и не сегодня замечено, что появилась у нас каста неприкасаемых. Попасть в нее непросто. Условия этого попадания не регулируются логикой, не зависят от умственных способностей.
И вспомнился мне Жванецкий советских времен: «Хочешь интересные книжки читать, иди редактором — первым будешь читать, никому не дашь. Лес охраняешь — дрова есть. Аптеку охраняешь — вата есть. Возле змей сидишь — яд имеешь. Хочешь кооператив иметь — берись квартиры распределять. За очередью следишь — без очереди берешь. Что охраняешь, то имеешь. Ничего не охраняешь, ничего не имеешь».
Эта каста издает законы, которые сама соблюдать не считает нужным. Пишет постановления, которыми руководствоваться не собирается. Зато за собой она оставляет право контролировать нас. Выяснять: «А как народ? Соблюдает? Руководствуется?» И если нет, они всегда готовы прийти к нам и одернуть, поправить, а особенно — наказать.
И, за собой вины не чуя, наказывают, поправляют, одергивают. Много раз задавал себе вопрос: почему они искренне считают, что сами виноватыми быть не могут? От недостатка ума? От отсутствия совести? Другие варианты ответов почему-то в голову не приходили. Формула «я начальник — ты дурак» стала руководством к действию для руководителей самых разных уровней. Снизу и до… Ну, вы меня поняли.
Они все себя «дураками» не считают. Они ведь начальники. А начальник в их головах — это всегда умный человек. Раз я начальник, значит, я умный по понятиям. Меня так воспитывали. И я обязательно должен быть богатым, раз я начальник. Это закон!
У них — будущих начальников — вот такой менталитет на всех их подсознаниях и, тем более, сознаниях. А раз я начальник, умный, то обязательно должен быть богатым. Они даже иронизируют над нормальными людьми: раз ты такой умный, то почему такой бедный. Посмотри на меня — я действительно «умный» и потому богатый!
А богатства своего они себе разрешают достигать любыми средствами и способами. Самый «эффективный» — это коррупция. Коррупция в самом широком и лояльном понимании в их головах.
Им все должны по определению нести дань в их кабинеты! У них это поведение записано на уровне генов. Как инстинкт.
Они свое начальственное положение не воспринимают иначе, чем как возможность забирать деньги и материальные блага у всех тех, кого они считают ниже себя. Более высокому — они сами несут дань…
Ситуация давно сложилась таковой, что в «начальники» принципиально не могут попасть нормальные, порядочные, честные люди — система заточена на быструю и эффективную отбраковку нормальных людей на первых же подступах к вершине власти.
Туда могут «взойти» — точнее залезть — только люди, относящиеся к особому, специально отформатированному контингенту людей с пониженным или строго регулируемым чувством порядочности и совести. Особая каста.
Все же идет это от недостатка ума. Иначе бы они задумались о том, что в один прекрасный день люди спросят: «А почему мы должны выполнять ваши постановления и распоряжения, если вы сами им следовать не спешите? Вы что, действительно считаете себя людьми высшего сорта? Если у вас на плечах погоны или ваша должность начинается со слов «генеральный директор», то законы пишутся не для вас?»
А может быть, это законы, распоряжения и постановления такие, что их лучше и не выполнять? Ведь если они для народа, то при их принятии надо руководствоваться здравым смыслом. А его-то порой и не хватает.
В какой степени ты должен подчиняться и следовать или не подчиняться и не следовать этим внешним, «объективным», но далеко не всегда адекватным и разумным распоряжениям и командам сверху? Если ты видишь, что это глупость, но знаешь, что это приказ, формальная необходимость?
Детерминизм (от лат. determinо — ограничивать, очерчивать, определять границы) правомочности и необходимости следования этим внешним приказам отражает русская (и не только) поговорка: «Я начальник — ты дурак!».
Владимир Иванов, babruysk.by
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…