Зачарованные смертью
Кто бы мог подумать, что основным пунктом предвыборной программы Владимира Путина станет подготовка к ядерной войне с США. После его выступления перед Федеральным собранием российские телеканалы в нарастающем темпе пиарят основной месседж президента: Россия создала новейшее оружие и хорошо подготовилась к войне с врагами.
То есть в этом послании Федеральному собранию фактически Путин обнародовал свою предвыборную программу. Там было много чего, и об экономике, и об уровне жизни людей и др. Но обо всем этом было сказано мельком, оно прозвучало как необходимый ингредиент, как гарнир для главного блюда.
Основная идея, о которой, кстати, и говорят все СМИ, эксперты и обыватели, состоит в форсированной милитаризации страны. Треть послания Путина Федеральному собранию посвящена рекламе новейшего вооружения.
И это в стране с огромным количеством социальных проблем. Не случайно писатель и сатирик Виктор Шендерович, прослушав это выступление президента, воскликнул: «Дядя, ваты в больницах нет! Какой шар, какие лазеры?»
В мире это милитаристское послание Путина встретило противоречивую реакцию. Некоторые специалисты утверждают, что здесь есть большая доля блефа. Это похоже на бравурные заявления лидера Северной Кореи.
Но допустим, что Путин сказал чистую правду. Однако Россия и США и до сих пор обладали избыточными запасами ядерного оружия, способного уничтожить друг друга несколько раз. Причем уничтожение будет только обоюдным, первый обезоруживающий удар ни одна из сторон нанести не способна, так как средства противоракетной обороны несовершенны. Поэтому сейчас Россия с новым оружием, условно говоря, сможет уничтожить США не 5, а 10 раз. Но какая разница?
Но здесь больше интересен сам факт, что главный предвыборный месседж основного кандидата в президенты сводится к идее победы в ядерной войне над США и всем остальным миром. И глядя по рейтингу Путина, общественность встретила это с восторгом.
Как известно, после присоединения Крыма идея величия России через демонстрацию военной силы за рубежом получила массовую поддержку населения, рейтинг Путина вознесся до рекордных высот. Поэтому российский руководитель не стал ничего выдумывать, а решил сыграть на том же поле. В результате главная идея предвыборной кампании свелась к голому милитаристскому шабашу.
Вполне понятно, что этот месседж с самозабвенным упоением подхватили и усилили российские телеканалы. Попадая в фокус общественных настроений, они начали строить предвыборную кампанию Путина на простых, но с точки зрения здравого смысла зловещих, чудовищных тезисах: Как здорово, что мы подготовились к ядерной войны! Вот дадим этим «америкосам» новыми ракетами, покажем «кузькину мать». Ура! Мы будем воевать с Америкой!
Еще немного, и можно будет сформулировать предвыборный слоган президента России: Путин — это война! Поэтому голосуем за Путина!
Итак, Россия наконец нашла национальную идею, которая всех объединяет — это подготовка к войне. Пушки вместо масла. Все для фронта, все для победы. Привлекательный образ будущего — это нанесение максимального ущерба США в ядерной войне. Культ войны становится новой религией. На культовый, сакраментальный российский вопрос — хотят ли русские войны? — ответ утвердительный.
Разумеется, и сам Путин, и телевизионные пропагандисты говорят немного другими словами. Но суть сводится к одному. Нынешняя предвыборная кампания в России напоминает политическую атмосферу в Германии накануне Второй мировой войны. Ситуация коллективного безумия, суицидального комплекса хорошо описана в научной литературе.
Вспоминается известная строевая песня Красной Армии:
«Смело мы в бой пойдем
За власть Советов
И как один умрем
В борьбе за это».
Несколько поколений советских людей ее пели, не задумываясь над ужасным смыслом. Возможно, в смерти тоже есть свое очарование? И если умирать всем народом или миром, то это не так и страшно?
На все это можно возразить: на самом деле никто в России воевать не собирается, это просто предвыборный пиар.
Ну, во-первых, известно, что даже незаряженные ружье иногда стреляет. А уже хорошо заряженное… Во-вторых, ужасает состояние российского общества и элиты. Вот Путин, рассуждая о войне, приходит к чудовищному выводу: «Да, для человечества это будет глобальная катастрофа, для мира будет глобальная катастрофа. Но я все-таки как гражданин России и глава российского государства тогда хочу задаться вопросом: а зачем нам такой мир, если там не будет России?»
В последние 40—60 лет таких кощунственных заявлений мировые лидеры старались не допускать. Можно лишь вспомнить китайского лидера Мао Цзэдуна, сказавшего: «Не надо бояться атомной войны, пусть половина человечества погибнет, зато другая будет жить при коммунизме». А еще президент США Рональд Рейган в свое время заявил: «Есть вещи поважнее, чем мир». За что подвергся жесткой критике в Америке. Да еще «отмороженные» лидеры Северной Кореи регулярно пугают мир ядерным апокалипсисом. И вот теперь в этом ряду оказался Путин.
Дело в том, что с 1960-х годов ядерное оружие перестало быть средством, инструментом войны, из-за его катастрофических последствий для всех. Оно превратилось во внешнеполитический механизм сдерживания противника от его использования. Так вот сейчас Путин, во всяком случае, на уровне риторики, снова хочет сделать ядерное оружие средством реальной войны.
Какое дело до всего этого белорусам? Напомню, кто забыл, что Беларусь — главный военно-политический союзник России, связанный союзными обязательствами не только в рамках ОДКБ, но и договором о Союзном государстве. Согласно социологическим опросам, 65% населения Беларуси поддерживает Россию в ее конфликте с Западом. Ибо каждый день эта атмосфера подготовки к войне транслируется на Беларусь через российские федеральные телеканалы, заряжая белорусов своим тлетворным духом.
Но с другой стороны, гимн Беларуси начинается словами: «Мы, белорусы, мирные люди». И это в значительной мере отражает ментальные архетипы белорусского народа, в исторической памяти которого, как на библейских скрижалях, записано: «Абы не было войны». Возникает когнитивный диссонанс. Российский милитаризм стал вызовом для белорусского сознания. Потому что умирать за Путина белорусы явно не хотят.
Валерий Карбалевич
Читайте также в рубрике «Диагноз»:
На фронтах информационной войны