Почему омбудсмен нужен силовикам
Справедливость — это, пожалуй, один из наиболее дефицитных «товаров» в белорусских реалиях. Ее не хватает и академикам, и алкоголикам. К ней апеллируют и власти, и оппозиция. И все согласны с тем, что государство и его представители должны следовать принципам справедливости в своей деятельности. Вопрос, как это делать.
В нашей стране высшим защитником справедливости является Александр Лукашенко. По крайней мере, он так себя видит. Да и по Конституции так должно быть. Насколько хорошо А. Лукашенко справляется — вопрос дискуссионный. Но сама идея в принципе верна: в стране должен быть специальный человек, наделенный государственным статусом, который эту самую справедливость блюдет и оберегает. Называется он уполномоченный по правам человека (омбудсмен) и работает в рамках деятельности парламента.
История с созданием института такого стража справедливости имеет более чем двухсотлетнюю историю. В настоящее время омбудсмены существуют в большинстве стран мира. Конечно, везде есть свои особенности, вызванные политическими условиями.
Казалось бы, какое отношение размытое понятие справедливости имеет к вопросам национальной безопасности? На самом деле — самое прямое. Национальная безопасность — это в первую очередь люди, которые ее обеспечивают. А значит, и их морально-психологическое состояние — такой же ресурс, как оружие и техника. Вернее, даже более важный ресурс.
А теперь зададимся вопросом: с каким желанием будет человек в форме защищать государство и жертвовать своим здоровьем и жизнью, если это самое государство в лице своих должностных лиц вытирает об этого человека ноги? С каким настроением милиционер будет защищать права других, когда сам абсолютно бесправен перед начальством?
И в данном случае я имею в виду вполне конкретную ситуацию. Многие помнят инициативу министра внутренних дел Игоря Шуневича прогнать через полиграф («детектор лжи») сотрудников ГАИ. Предполагалось таким образом снизить уровень мздоимства в дорожной милиции. Если полиграф фиксирует соответствующую реакцию испытуемого на вопросы относительно того, брал ли он взятки, то это было бы основанием для увольнения из милиции в связи с утратой доверия. Потом, правда, от этой идеи в МВД вроде как отказались. Потому как полиграф фиксирует реакцию человека, но не устанавливает факты. Этого недостаточно для обвинения человека в проступке. Но, как выясняется, отказались лишь частично. Сотрудников ГАИ направляют для прохождения полиграфа под разными предлогами. И в случае получения негативного результата исследования с таким милиционером просто не продляют контракт. Без объяснения причин его выставляют на улицу. И при этом не дают возможности не то что оспорить результаты исследования на полиграфе, но даже ознакомиться с ними. А других претензий к человеку может и не быть вовсе.
Жаловаться куда-то с точки зрения действующего законодательства бесполезно. Работодатель имеет право не заключать контракт на новый срок с работником и не обязан давать каких-то пояснений о причинах.
Это лишь один пример. А как быть в ситуации, когда начальник «душит» не пришедшегося ко двору подчиненного дисциплинарными взысканиями? Что с учетом нагрузки на милиционеров (да и офицеров в армии) сделать не так сложно: недостатки можно найти практически у всех. Обжаловать решения предвзятого начальника, конечно, можно. Толку только нет. Потому что начальник всегда прав.
Ну, а премирование исключительно приближенных к начальству офицеров — это вообще классика жанра.
И вот как раз в таких случаях неадекватного, репрессивного поведения руководства в отношении собственных подчиненных омбудсмен мог бы помочь.
В сложившейся европейской практике один из заместителей омбудсмена непосредственно специализируется на вопросах, связанных с сектором национальной безопасности. Механизмами контроля за соблюдением прав и норм справедливости являются проверки соблюдения законных прав и интересов лиц, занятых в системе национальной безопасности, а также подлежащих призыву на срочную службу, военные сборы, по мобилизации, уволенных из силовых структур и членов их семей. Заместитель омбудсмена наделен правом получения/ознакомления при условии соблюдения установленного режима секретности, документов, материалов и пояснений, необходимых для осуществления полномочий, возложенных на уполномоченного по правам человека. Омбудсмен или его заместитель имеет права затребовать встречу с руководителями силовых структур и их подразделений, уклониться от которой они не могут. Омбудсмен (его заместитель) может беспрепятственно, в том числе и без предварительного уведомления, посещать структурные подразделения силовых ведомств, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов при обсуждении вопросов, относящихся к полномочиям омбудсмена…
Состояние прав и свобод лиц, занятых в секторе национальной безопасности, отражается в документах, которые в обязательном порядке готовятся уполномоченным по правам человека. В таких документах в обязательном порядке содержатся рекомендации по устранению выявленных нарушений.
Увы, в Беларуси нет вообще уполномоченного по правам человека. И остается только гадать, сколько тысяч толковых офицеров, затравленных начальниками-самодурами, могло бы остаться на службе и приносить пользу стране. И сколько солдатских жизней могло бы быть спасено.
Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog
Читайте также:
Шумный Минск и молчаливый Баку
Миротворческая операция на Донбассе: взгляд пессимиста
Права силовиков: о чем стоит знать обществу