Можно ли сделать чиновника честным и компетентным?
Профессионализм госслужащих, их честность — залог того, что в государственную политику не будут заложены самые популистские, непродуманные или экономически бессмысленные решения.
Недавно BIPART (Белорусский институт реформ и трансформации публичного администрирования) представил предложения по внесению изменений и дополнений в закон «О государственной службе».
Основной принцип организации госслужбы в современном мире — это профессионализм. Почему это важно? Госслужащие получают от политиков общие указания относительно политического курса, а их задачей является разработка собственно государственной политики. В этой ситуации профессионализм госслужащих, их профессиональная честность — залог того, что в государственную политику не будут заложены самые популистские, непродуманные или экономически бессмысленные решения.
Одна из основ современной госслужбы — это защита от произвольного увольнения. Она дает чиновникам возможность высказываться без оглядки на то, понравится ли их мнение начальству. Например, среди белорусских чиновников немало здравомыслящих людей, которые с самого начала поняли всю абсурдность «тунеядских» законов. Однако «короткий поводок» контрактной системы и общая атмосфера «соглашательства» привели к закономерному результату: сырые, непродуманные нормативно-правовые акты продолжают тестироваться на живых людях, огромное количество рабочего времени госслужащих потрачено — и тратится — зря. Гора, в итоге, родила мышь. А ведь сколько таких задач ставится каждый день перед белорусскими чиновниками. Всего этого можно было бы избежать, если бы профессионализм на госслужбе у нас поощрялся.
Если в принципах организации госслужбы предусматривается, что уволить чиновника — дело чрезвычайно трудное, то надо убедиться, что на госслужбу попадают самые лучшие кандидаты. Поэтому еще следующий рекомендуемый принцип — это открытые вакансии и независимая комиссия. Независимая — в том смысле, что в нее входит не только начальник будущего госслужащего. Ну и понятно, что результаты отбора в этом случае можно оспорить — тогда и аргументы в пользу выбора того или иного кандидата будут продуманными.
Ясно, что если на госслужбу нанимаются состоявшиеся профессионалы, то и система мотиваций на рабочем месте должна быть выстроена соответственно. Поэтому еще одно предложение — это пересмотр системы вознаграждений. Исследования SYMPA показывают, что у большего количества госслужащих зарплата либо вообще не зависит от результатов работы, либо зависит, но решение о премии и различных бонусах принимает один человек — руководитель. К тому же это происходит слишком часто — чуть ли не каждый месяц. Поэтому рекомендуется сделать систему поощрения прозрачной и предсказуемой. Это позволит направить энергию госслужащих не на то, чтобы стараться не рассердить начальство, а на поиск максимально эффективных способов выполнения своей работы.
Ну и, конечно же, профессионалы должны иметь возможность постоянно повышать квалификацию, а также получать независимую оценку своей работы. Еще одна рекомендация — ввести понятие регулярной оценки работы, наряду с аттестацией. Причем у госслужащих должна быть возможность выбора, где повышать свою квалификацию — не только в академии управления, но и на любых других курсах или в любых учебных заведениях, где учат нужным и актуальным вещам. Это, кстати, поможет и академии управления стать более конкурентоспособной — а именно такая задача перед ней ставится уже не первый год.
Отдельный вопрос — это борьба с коррупцией. Эта проблема, как показывают буквально на наших глазах разворачивающиеся события, крайне актуальна. Причем борьба с коррупцией — это не только ужесточение наказания, а в первую очередь профилактика и прозрачность информации о доходах госслужащих. Именно на этих подходах и основаны рекомендации BIPART.
Полина Макарова, «Наше мнение»