Сколько денег необходимо на оборону?
В первой половине июля состоится саммит глав государств НАТО. Мероприятие проходит каждые два года. Традиционно ему предшествуют встречи отраслевых специалистов и руководителей, в ходе которых проговаривается повестка дня и готовятся проекты решений. Но достигнуть соглашения удается не всегда. В рамках НАТО есть ряд вопросов, по которым обычно «в товарищах согласья нет». И один из них — норма расходов на оборону.
Вопрос этот имеет давнюю историю и тянется с середины 70-х годов прошлого века. Тогда, получив американские гарантии собственной безопасности, ряд европейских членов НАТО решил, что далее напрягаться не стоит, а деньги вместо танков лучше потратить на хлеб и масло, т.е. на строительство государства социального благополучия. В разгар «холодной войны» к такому легкомысленному поведению европейских союзников в Вашингтоне отнеслись без восторга и начали продвигать в жизнь правило, что на оборону следует тратить не менее 3% ВВП. Впрочем, особо США в этом не преуспели. Те страны, которые относились к вопросам безопасности серьезно, тратили на оборону столько, сколько это необходимо исходя из принципов оборонной достаточности. Ну, а кто рассчитывал, что за них будут воевать американцы, те предпочитали находить деньгам более приятное применение, чем танки-пушки-самолеты. Американцы призывали союзников к порядку и элементарной порядочности. Так, препираясь и поругиваясь, НАТО дожила до развала советского блока и СССР.
После этого началось обвальное сокращение расходов европейцев на оборону. Армии многих наших соседей по континенту превратились в величины символические. Забавный факт: из «старого» НАТО в период 1992—2013 годов численность армии увеличил только Люксембург (с 700 бойцов до 900).
Тем не менее обязательства в области совместной обороны никто не отменял. А если есть обязательства, значит, должны быть и возможности по их исполнению. И тогда американцы, стиснув зубы, понизили планку ожиданий от своих легкомысленных европейских союзников до 2% от ВВП. В ином случае, по оценкам специалистов, военный потенциал стран альянса был обречен на деградацию. Но и 2% европейцам было невыносимо жалко, военные расходы продолжали снижаться.
Первые тревожные звоночки прозвучали с началом гражданской войны в Ливии, в которую бодро вмешались Италия и Франция, а также французской интервенции в Мали с целью остановить наступление исламистов. Оказалось, что европейские державы в военном плане уже не те. Это мягко говоря. Американцам пришлось экстренно вмешаться, иначе европейские союзники оказались бы посрамлены и унижены. В итоге к моменту начала российско-украинских событий альянс стал бледной тенью былой мощи.
После без малого 40 лет уговоров ангельское терпение Вашингтона закончилось. Американцы поставили вопрос ребром: либо европейцы тратят на оборону 2% ВВП, из которых 20% идут на закупки техники и прочие вопросы развития военного потенциала, или США снимают с себя ответственность за последствия. Европейцы торжественно поклялись, что исправятся. Военные расходы начали расти. Наиболее активно их наращивают бывшие социалистические страны, для которых Россия — близкая и понятная угроза.
Это была присказка, а теперь — сказка про Беларусь. По части военных расходов наша страна после 1991 года — тоже как Европа. В том плане, что они резко снижались относительно ВВП. После 2000 года расходы на национальную оборону колебались вместе с курсом белорусского рубля в пределах 1,1—1,4% ВВП. Казалось бы, новая ситуация в регионе, угроза вооруженной эскалации Россия — Запад, рост военных расходов в соседних странах должны были вызвать симметричную реакцию в Минске. Но не вызвали. В итоге в нынешнем году бюджет Минобороны будет меньше, чем в «довоенном» 2013-м: около 600 миллионов долларов против прежних 768 миллионов. Маленькая Эстония потратит на национальную оборону больше, чем Беларусь. Произошло сокращение бюджетных расходов на содержание всех силовых ведомств. Даже службы безопасности президента.
Сколько на самом деле денег необходимо на национальную оборону Беларуси? Имеются неофициальные расчеты, согласно которым расходы на национальную оборону Беларуси должны быть не менее 1,7 млрд долларов в год. То есть порядка 3% ВВП, что соответствует натовским расчетам времен «холодной войны». Эта сумма позволит содержать армию численностью 60—65 тысяч военнослужащих при сохранении призыва и закупать необходимое вооружение и технику из расчета ее 100-процентного обновления за период в 35—40 лет. При этом речь идет о белорусской, российской и китайской технике: стоимость западных вооружений уже давно за гранью реальности и здравого смысла.
Пока же общие расходы на все силовые ведомства в этом году запланированы в размере менее 1,6 млрд долларов.
Официальный Минск продолжает трубить о своем донорстве региональной безопасности, умалчивая о нежелании вкладываться в национальную безопасность.
Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog
Читайте также:
НАТО: войны не хотим, но к отпору готовы. И к ядерному тоже
Почему омбудсмен нужен силовикам
Шумный Минск и молчаливый Баку
Миротворческая операция на Донбассе: взгляд пессимиста