В Брюсселе завершился очередной саммит НАТО. Мероприятие стало, пожалуй, наиболее нервным за последние десятилетия. И причина — Дональд Трамп. Были опасения, что непредсказуемый и неуправляемый как стихийное бедствие американский лидер превратит встречу во что-то среднее между балаганом и скандалом. Тем более что накануне мероприятия Трамп дал понять, что именно это он сделать и собирается.
Формальной причиной является недостаточный финансовый вклад европейских союзников альянса в коллективную оборону. Мол, трудолюбивые американские налогоплательщики устали оплачивать беспечное бытие европейцев.
Но Дональд Трамп — не только опытный шоумен (у него было свое реалити-шоу на ТВ). Он еще и бизнесмен. А бизнес — сфера циничная. Американских налогоплательщиков, понятное дело, жалко. Но свет клином на них не сошелся. Не успев сойти с трапа самолета, Трамп обвинил Европу в том, что, с одной стороны, она просит защиты от России у США, а с другой — финансирует российский экспансионизм, закупая газ у Москвы. Что стало более чем прозрачным намеком на готовность США поставлять в Европу свой газ. Проблема в цене: американский газ на треть дороже российского. Есть и вопросы по инфраструктуре его поставки: европейские газопроводы строились с привязкой к традиционным газовым источникам в России и Северной Африке.
В общем, предложение европейским столицам сделано: не хотите наращивать военные расходы — покупайте американский газ. Маловероятно, чтобы европейцы пошли на поводу у Трампа. Во-первых, он уже отбыл половину срока и не факт, что сможет переизбраться на новый. Показательными станут итоги промежуточных выборов в конгресс уже этой осенью. Во-вторых, европейцы и Канада наращивают военные расходы. Может быть, не так быстро, как хотелось бы Вашингтону. Но сумма внушительная: за следующие 6 лет европейские члены НАТО и Канада дополнительно потратят на оборону 266 млрд долларов. В-третьих, масштабы американских военных расходов связаны со статусом страны как сверхдержавы с глобальными интересами. Но они не всегда являются общими для всех стран альянса. А также структурой американской военной мощи: ядерная триада и авианосный флот требуют масштабных финансовых вливаний. В-четвертых, все понимают, что у США нет другой опоры, сопоставимой с НАТО. Трамп может говорить все что угодно, но альянс (и его европейские члены) нужен Америке не меньше, чем Америка альянсу. В-пятых, Трамп, безусловно, лидер самой влиятельной страны на планете. Но принципиальные решения принимаются не только им. Позиция американских политических элит вполне пронатовская.
Но американский президент был не единственным возмутителем спокойствия на саммите. Свое видение многих вопросов есть и у турецкого лидера Реджепа Эрдогана, который тоже не очень любит Европу, но по своим причинам. Турецкий лидер напомнил, что саммит проходит в дни резни в Сребринице. Тогда, в 1995 году, во время войны в Боснии сербские войска уничтожили несколько тысяч человек гражданского мусульманского населения. Как справедливо отметил Эрдоган, на глазах и при безразличии Европы. Правда, дальше развивать эту тему турецкий лидер не стал. И демаршей от него не последовало.
Еще одним отличившимся стала Венгрия, которая заблокировала проведение отдельного саммита Украина—НАТО. В итоге мероприятие прошло, но в другом формате. Хотя и с теми же результатами.
Говоря о результатах стоит отметить, что жесткие публичные заявления и демарши — это одно. А дела делать — другое. Те документы, которые планировались к подписанию, были подписаны. Была задекларирована готовность дать коллективный военный ответ на гибридную агрессию. В НАТО пригласили Македонию, были подтверждены перспективы членства для Грузии и Украины, несмотря на оккупацию части их территорий: двери открыты, но страна-кандидат должна соответствовать всем стандартам и ценностям, принятым в альянсе. НАТО публично подтвердила ранее озвученную позицию по российско-украинскому конфликту: аннексия Крыма — незаконна, война на Донбассе инспирирована и ведется Россией. Создаются новые командования и повышается готовность к применению имеющихся сил. НАТО и Евросоюз подписали политическую декларацию о сотрудничестве. В том числе в части противодействия гибридным и киберугрозам с Востока — более чем прозрачный намек.
Несмотря на громкие заявления и демарши, альянс остается единым и повышает свою дееспособность. У нас представляют НАТО в качестве милитаристской организации — танки, пушки, самолеты… Но в первую очередь — это общие ценности для европейцев. А общие ценности означают и особый характер взаимоотношений между странами-участниками. В списке мероприятий в рамках саммита альянса значится и такое: «семейное фото» руководителей стран-членов. А среди лозунгов организации сейчас есть и такой — «Семья НАТО».
Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog
Читайте также:
Парад прошел. Проблемы придут позже?
Способна ли Беларусь выставить 500-тысячную армию?
Сколько денег необходимо на оборону?
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…