«Дебютанты» Гедройца
Продолжаем знакомить читателей «Снплюс» с номинантами литературной премии Гедройца.
В этом году издательство «Галіяфы» представило для участия в ней пять книг, причем три — дебютные. Выделяются номинанты этого издательства и по возрастному признаку: 93-летний Викентий Мороз (книга воспоминаний «Перажытае-незабытае») самый взрослый автор, а Максим Кутузов — самый молодой. Стоит отметить, что книги Максима Кутузова и Дмитрия Кустовского в этом году уже были участниками премии «Дэбют», однако премию никто из них не получил. Теперь есть шанс побороться за премию Гедройца.
Зміцер Кустоўскі «Прытулак» (2017 г., «Галіяфы»)
Свою первую книгу Дмитрий, журналист телеканала «Белсат», написал об эмиграции. Герой — молодой белорус Олег, перебирается за лучшей жизнью (политическим убежищем) в Польшу, подает заявление, чтобы получить так называемый «женевский паспорт» беженца, и живет на социальные средства, которые польское государство должно платить Олегу, пока рассматривается его дело.
Читателей сразу заинтересует вопрос, есть ли в романе доля автобиографизма. В различных интервью автор утверждает: нет, но личного там очень много — это опыт эмиграции его друзей и знакомых.
Дмитрий рассказывает, что роман писался три года. События разворачиваются примерно в 2010—2011 гг., на что указывают упоминания некоторых особенностей политической жизни Беларуси того времени. Тогда многие молодые люди искали способы уехать за границу, хотя бы на учебу в соседнюю Польшу.
«Час ідзе, а нічога не мяняецца — нібыта ідзе па коле. Яму дваццаць, ён ніколі не меў працы, хаця б неяк падобнай на нармальную, і працягваў лятаць у сваіх хлапечых марах» — такое описание дает автор своему персонажу, и оно получается собирательным образом многих молодых людей его возраста.
Олег вопросом учебы или поиском работы в новой стране не особо себя напрягает, пока не случается непредвиденное происшествие в семье, которое вынуждает его заняться поиском крупной суммы денег. Только такой, не самый приятный стимул может повлиять на молодого человека, и тут начинаются его главные приключения, ведь довольно непросто собрать большую сумму за короткое время. Чаще всего это не совсем законные способы, так что герой связывается с криминалом. Еще одна тема, которую автор поднимает в романе, это субкультура футбольных фанатов и околофутбольное движение.
В целом роман о поиске себя — довольно популярная сейчас среди молодежи тема. Некоторые читают книги о саморазвитии, а некоторые предпочитают опираться на опыт реальных людей, хоть и описанный в художественном романе. Возможно, кто-то из вас узнает в главном герое себя.
Кстати, в интернете вы даже можете найти буктрейлер к этой книге, снятый в Варшаве.
Максім Кутузаў «Князь-ваўкалак» (2017 г., «Галіяфы»)
Книга Максима Кутузова пока не получала премий в Беларуси, но уже отмечена наградой Европейского общества научной фантастики «Еврокон» в номинации «Кризалис» (она вручается начинающему автору, отдельно от каждой европейской страны). Слово «сhrysalis» переводится как «куколка» (стадия развития насекомого, например, бабочки) и символизирует рождение нового автора.
Средневековье, молодой князь, правитель большого европейского государства, который мечтает о его процветании. Правда, есть у этого князя одна особенность, которую лучше прятать от чужих глаз: князь превращается в волка. В таком виде он любит побродить вечерами по окрестностям своего княжества, послушать, что говорят люди, не планируется ли против его правления какой-нибудь сговор. Автор подчеркивает, что «ўладары, якія шмат каму давяраюць, доўга не жывуць».
В книге жанр определяется как «прыгодніцка-гістарычны раман», правда, исторический период показан довольно схематично. Но белорусскому читателю достаточно увидеть в книге слово «княжество», чтобы соотнести описанное в произведении государство с Великим княжеством Литовским. Однако мы не встретим в романе описаний значительных исторических событий, которые позволили бы точно провести это сравнение.
Автор попробовал описать трудности, с которыми сталкивается молодой князь, ведь в его руках жизнь целого государства.
Повествование в романе линейное, события происходят последовательно. Если упростить, то это история про жизнь правителя, отношения между государствами. Придворные пиршества, отношения князя с разными женщинами и власть над огромным государством — что еще нужно читателю для увлекательного чтения.
Наста Карнацкая
Читайте также:
32 претендента на 1 премию в 5000 евро