Продолжим знакомство с номинантами литературной премии Гедройца и сегодня поговорим о будущем.
Чаще всего вопросами будущего нашей планеты в своем творчестве задаются писатели-фантасты, и стоит отметить, что светлое будущее в их литературных произведениях встречается нечасто. При написании книг они ориентируются на нынешнюю политическую, экологическую и технологическую обстановку и исходя из этого строят прогнозы. Кстати, многое предсказанное писателями сбывается, например, книга Джорджа Оруэлла «1984» не теряет своей актуальности и в наши дни, а Илон Маск пытается осуществить мечту Рэя Брэдбери по созданию марсианских колоний.
Современные белорусские авторы также пытаются представить, каким будет мир в ближайшие годы или десятилетия, но их интересует более локальный контекст. В современных романах о белорусском будущем остро стоит вопрос сохранения национальной культуры и языка. Например, в лонг-лист премии Гедройца 2015 года попала книга Виктора Мартиновича «Мова», события которой развиваются в 4741 году по китайскому календарю. На карте существует союзное государство Китая и России, а центр Минска стал китайским кварталом. Этот «лингвистический боевик» (как называет книгу сам автор) показывает безрадостное будущее белорусского языка, ставшего своеобразным «запретным плодом».
Такие произведения полезны хотя бы потому, что позволяют нам взглянуть на мир со стороны, сравнить себя с героями книг и понять, что в себе стоит изменить, чтобы безрадостное будущее таких романов осталось только в литературе.
Ганна Севярынец «Дзень Святога Патрыка» (2017 г., «Рэгістр»)
Анна Северинец решила вынести на свет самый большой наш страх, ведь ее роман начинается такими словами: «Такім чынам, Камісія ўхваляе рашэнне аб тым, каб прызнаць яе мёртвай».
Вот так международная языковая комиссия признала белорусский язык мертвым. Теперь специалисту Марине Домейко нужно сохранить наследие нашего языка в специальном архиве. Белорусский язык становится чем-то вроде музейного экспоната, и сохранить его в таком виде — довольно непростое дело. Ведь Марине нужно выбрать, какие произведения искусства попадут на полки и останутся в истории, а какие навсегда из нее исчезнут.
Художественное в этой книге переплетается с документальным, где писательница искренне, эмоционально и с большою любовью рассказывает истории из жизни литераторов, книги которых главная героиня решила сохранить в архиве. В этих лирических отступлениях Анна делится с читателем богатой биографией авторов, которые у нас не очень изучаются (расстрелянная литература). Эта книга вдохновляет. Например, на более детальное знакомство с творчеством авторов, которые встречаются в книге. Вот Владимир Дубовка будто оживает на страницах романа и становится его полноправным героем. Марина не обходит стороной и современную нам литературу, например, в романе появляется уже упоминаемый ранее Виктор Мартинович и его «Мова».
Эта книга — признание в любви нашей литературе, и хочется, чтобы после ее прочтения хотя бы часть читателей почувствовала по отношению к белорусской литературе то, что чувствует и транслирует этой книгой Анна.
Аліна Длатоўская «Ген зямлі» (2017 г., Кнігазбор)
В дебютной книге Алины Длатовской (которая в этом году уже была номинантом премии «Дэбют») мир будущего представлен Европейско-Российским Объединением Республик. Естественно, в таком объединении не приветствуется богатство и разнообразие культур тех республик, которые его составляют. С момента создания такого объединения в нем действует организация «С.О.Н.», что расшифровывается как «Система охраны наследия».
Они занимаются уничтожением памятников культуры (архитектурных объектов, литературных произведений и т.д.), всего того, что выделяло народы, чем они гордились и что трепетно хранили многие века.
Им противостоит сепаратистская организация «Лабиринт» (своим названием, очевидно, отсылающая к творчеству Вацлава Ластовского), каждый из членов которой владеет суперспособностями. Нет, это не привычные нам умение летать на паутине, регенерация или невидимость. Данил, например, умеет видеть прошлое вещей, прикасаясь к ним, Лика вызывает призраков известных людей, Алесь может заставить человека делать то, что захочет. Эти способности возникают у тех, кто сознательно переходит на белорусский язык, и помогают им в сохранении наследия белорусской культуры. «Беларуская мова абуджае ў людзях нешта такое… Звышнатуральнае, калі хочаце». Это тот самый «ген земли», просыпающийся в людях, которые впервые погружаются в белорусскую культуру, слышат язык, песни, читают книги.
Возможно, эта книга поможет проснуться и вашему «гену земли».
Наста Карнацкая
Читайте также:
32 претендента на 1 премию в 5000 евро
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…