Опоздавшие во времени
Шесть лет, разделившие две наши встречи, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Академии образования Беларуси Елена Слепович назвала одновременно самыми тяжелыми и в некотором смысле самыми радостными в своей жизни.
Тяжелыми — от борьбы с очередным недугом, радостными — от новых открытий, среди которых главное — количество людей, которые стремятся ей помочь.
Елена Самойловна — удивительный человек с удивительной судьбой.
Когда ей было чуть больше двух лет, она переболела полиомиелитом, одним из последствий детской болезни осталась заметная хромота.
Когда подробно узнаешь о проблемах этой неординарной женщины, еще больше удивляешься ее стойкости и мужеству. Впрочем, сама Слепович говорит, что ей просто везло на людей, с которыми доводилось вместе идти по жизни. И началось это еще в школе. Класс размещался на четвертом этаже. И тогда одноклассники пошли к директору и попросили, чтобы их перевели на первый этаж в … третью смену. И сделали это только для того, чтобы Елена никуда не ушла.
Она долго не могла определиться с выбором профессии, но помогло то самое везение на людей. Мама познакомила ее с женщиной, которая работала врачом в школе-интернате для слабослышащих детей. Та организовала для девушки своеобразную экскурсию. Пригласила к себе на работу, все показала и рассказала.
В итоге Слепович в 1968 году поступила на дефектологическое отделение факультета начальных классов Минского педагогического института. Учебу закончила с отличием, однако место в аспирантуре ей не предложили. Отличница поехала в Молодечно, где три года отработала первым в районе дошкольным логопедом.
Учебу она все-таки продолжила. В Москве, в единственном в мире научно-исследовательском институте дефектологии. Через два года защитила кандидатскую диссертацию.
Затем Слепович вернулась в Минск, в НИИ педагогики, на ставку младшего научного сотрудника. Проработала там восемь лет, потом перешла работать на дефектологический факультет в пединститут. Позднее была работа в БГУ. Потом снова в Москве защитила докторскую диссертацию по совокупности опубликованных работ. Таких случаев в сфере специальной психологии только два.
Не стану утомлять подробностями научной и преподавательской карьеры Елены Слепович. Скажу только, что она по-прежнему работает, читает лекции студентам. В Беларуси во многом благодаря именно ей создана одна из самых сильных в СНГ научных школ в области специальной психологии
Однако вернемся к вынужденным открытиям, которые пришли к Слепович вместе с новым диагнозом.
Человек, который из-за свой хвори попадает в непростую жизненную ситуацию, мгновенно начинает чувствовать, как вокруг него образуется своеобразный вакуум, а обычное окружение сужается до родных и близких.
Для того чтобы скорректировать данное положение вещей, нужны десятилетия изменений в моральных ориентирах всего общества. Избавление его от многочисленных стереотипов прошлого. А это, как известно, не происходит одномоментно.
Елена Самойловна вспомнила два случая из собственной жизни. Один произошел в Минске, другой — в Праге.
Минские трамваи трудно назвать самыми удобными для пассажиров, особенно для людей с инвалидностью. Даже здоровому человеку сложно передвигаться по салону во время движения, потому вполне понятна была деликатная попытка уставшей женщины, которая с трудом вошла в заднюю дверь вагона, найти место для сидения.
Но не тут-то было. Один из молодых пассажиров грубо бросил: «Проходите вперед, там ваши места!». Его не смутили даже очевидные проблемы с ходьбой и инвалидная трость в руках пожилой женщины…
В пражских трамваях специальных мест для людей с инвалидностью нет, но там Слепович заметила, как люди поднимаются со своих мест, если видят на остановке того, кто собирается ехать, а стоять не позволяет здоровье.
На мой взгляд, в этой разнице и есть один из ответов на вопрос об истинном отношении к людям с инвалидностью…
Вокруг данной проблематики и шел наш почти часовой разговор с профессором Слепович. Было вдвойне приятно констатировать, что ее мысли практически полностью совпали с наблюдениями нобелевского лауреата по литературе Светланы Алексиевич, которая назвала белорусов «опоздавшей нацией». Опоздавших во времени. В том числе, в плане милосердного отношения к тем, кто в этом нуждается больше других.
Читайте также:
Сбывшиеся и несбывшиеся прогнозы Андрея Климова