Несмотря на то что уверенный посткризисный рост белорусской экономики начался лишь в 2018 году, малый и средний бизнес показал позитивную динамику еще в 2016-м, когда численность занятых на микропредприятиях в Беларуси выросла на 13,4%.
Предпринимателям — и кризис по колено?
— То есть этот сектор быстрее адаптировался к новым условиям, — комментирует ситуацию экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович.
Кроме того, согласно опросу, опубликованному центром в мае 2018 года, предприниматели стали лучше оценивать доступность возможностей для кредитования.
— Жесткая политика Нацбанка по удержанию относительно низкого уровня инфляции дала толчок к развитию, — подчеркивает эксперт.
По его мнению, в предыдущий период главными барьерами были инфляция и высокие процентные ставки по кредитам:
— Сейчас эти проблемы постепенно уходят — их важность отметили меньше респондентов, чем в прошлые годы. В то же время появляются новые препятствия — институциональные. Например, неравные условия конкуренции с государственным сектором, работа судебной системы. Это все невозможно решить моментально, одним декретом — нужен системный подход.
Говоря о шагах, которыми государство могло бы поддержать малый и средний бизнес, эксперт предлагает продолжить снижение степени контроля проверяющих органов и смягчение возможных последствий в случае формальных нарушений.
Путь от конкуренции — к партнерству
За последнее время в стране выросли крупные коммерческие структуры, зачастую близкие к государству, что обострило конкуренцию на внутреннем рынке. В такой ситуации сложнее всего пришлось предприятиям малого и среднего бизнеса.
Вот взгляд сопредседателя союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Виктора Маргелова:
— В разных отраслях есть лидеры, достигшие огромной рыночной силы. И они активно пользуются ей. И есть все остальные, которые работают либо в ноль, либо в убыток. Наиболее болезненно это проявляется в розничной торговле.
По мнению собеседника, государство должно выравнять условия:
— Некоторые крупные торговые сети сегодня имеют наценку в два раза выше, чем мелкие магазины. Соответственно, у них хватает и на развитие, и на большую зарплату. А цены формирует рынок. Если крупный сделал их по рублю, то мелкий не может продавать по два — и в итоге он зажат со всех сторон.
Виктор Маргелов считает, что решить проблему можно с помощью рецептов, давно испытанных в западных странах.
— Нужно всерьез заняться демонополизацией и выравниванием условий хозяйствования. Более того, государству необходимо поддерживать кооперацию малых предприятий.
Например, мы создали объединение розничных сетей шаговой доступности, в которое уже входит 43 магазина. Они вместе осуществляют закупки, продумывают логистику… В итоге получается дешевле, МП становятся более конкурентоспособными, — отмечает эксперт.
По словам сопредседателя РКП, есть и другой эффективный способ поддержки:
— Если взять сферу строительства, например, там вопрос уже не в размере предприятия, а в форме собственности. Государственным компаниям дают подряды в первую очередь, а частным — в последнюю и на самых невыгодных условиях.
Как решили проблему в США? Там законодательно определена доля от госзаказов, которая должна выполняться именно субъектами малого предпринимательства. До 20—30% по некоторым позициям доходит. И никто не может выполнить эти заказы, кроме них. Причем вопрос цены не ставится — кто способен лучшую предложить, тому дело и отдадут, — приводит пример Виктор Маргелов.
Миссия выполнима: изменить отношение общества к бизнесу
Еще одна важная проблема, которая значительно тормозит развитие малого бизнеса в Беларуси, — высокая налоговая нагрузка на него. В частности, уровень фискальных изъятий (с учетом налогов и отчислений в ФСЗН он составляет 35—37%) является самым высоким среди всех стран—соседей Беларуси.
По мнению эксперта BEROC Марии Акуловой, властям следует равняться на соседей.
Однако для этого нужно всерьез задуматься о повышении экономической грамотности населения, например, чтобы работники могли самостоятельно выплачивать социальные взносы, а не перекладывать ответственность на работодателя.
Кроме того, эксперт отмечает, что многие белорусы, которые только задумываются об уходе в частный бизнес, чувствуют себя неуверенно из-за недостатка информации о предпринимательстве.
— Нельзя сказать, что в обществе сложилось целиком положительное отношение к частникам. Есть, конечно, попытки популяризации идеи работы на себя в целом, но все равно большая часть граждан склонна трудоустраиваться традиционным путем, а не начинать собственное дело, — считает она.
Эксперт подчеркивает, что в странах Евросоюза малый и средний бизнес, напротив, смело развивается и стал ключевым драйвером экономического роста:
— Государству необходимо оказывать таргетированные консультационные услуги, чтобы у людей был доступ к информации: какие преимущества дает свой бизнес, как правильно написать бизнес-план, где взять деньги… Важно, чтобы энтузиасты не шагали в пустоту, а обладали хотя бы базовыми знаниями для старта.
Вторая составляющая проблемы заключается в специфике белорусского образования.
— То, что сегодня преподается, не соответствует реалиям. А в школах и университетах часто нет дисциплин, которые бы рассказывали о предпринимательстве или основах бизнес-стратегии. Когда они появятся, молодежь начнет смотреть по-другому на многие вещи. Так что образование и популяризация идеи развития бизнеса в обществе очень важны, — уверена Мария Акулова.
Отпугивают начинающих бизнесменов и крупные штрафы, которые налоговики выписывают даже за незначительные нарушения.
— К сожалению, работает не предупредительная система — все фактически направлено на наказание. Но если брать мировые практики, то более либеральное отношение к мелким нарушениям, как правило, ведет к более успешным экономическим показателям со стороны бизнеса. Важно, чтобы человеку давали возможность исправить свои ошибки, а его компания продолжала работать и приносить прибыль, что выгодно для экономики в целом, — резюмирует эксперт BEROC.
5 рекомендаций экспертов
1. Уменьшить частоту проверок бизнеса, смягчить возможные последствия в случае незначительных нарушений.
2. Провести реальную демонополизацию и выравнять условия хозяйствования для крупного и мелкого бизнеса, для частных и государственных предприятий.
3. Установить долю от госзаказа, которая должна выполняться исключительно субъектами малого и среднего бизнеса.
4. Поступательно снижать налоговую нагрузку на бизнес — в частности, объем отчислений в Фонд социальной защиты населения.
5. Наладить системную работу по информированию и консультированию населения по вопросам открытия бизнеса. Ввести в школах и университетах дополнительные предметы по предпринимательству и бизнес-стратегии.
Евгений Кириллов
Читайте также:
Каково в Слуцке создать местный «Диснейленд»
Учителя сами «профукали» свою профессию
Почему эстонские дети любят учиться
Школе нужен мораторий на реформы, за исключением одного – ликвидации бюрократии
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…