Мистика — прекрасна! Но чем хуже реальность?
Продолжаем обзор номинантов на премию Гедройца. Сегодня обратим внимание на авторов, которые в белорусской литературе давно не новички. Их имена на слуху, а произведения читают и любят. Пишут оба совершенно в разных жанрах: Адам Глобус любит эпатировать публику своими текстами, выставляя напоказ всё самое личное, интимное, а Владимир Орлов известен преимущественно историческими книгами. Объединяет обоих то, что они выступают как в прозе, так и в поэзии.
Уладзімір Арлоў «Танцы над горадам» (2017, «Логвінаў»)
В этом году книга Владимира Орлова, который долгое время был членом жюри премии Гедройца, впервые попала в список номинантов, да еще и пробилась в лонг-лист. Последние 10 лет Орлов писал преимущественно стихи, эссе, историческую прозу, публицистику. Одним из его самых успешных проектов за последнее время стала «Айчына» — иллюстрированное издание по прошлому Беларуси, адресованное детям. В 2017 году «Айчына» стала лауреатом премии Тётки сразу в обеих номинациях: лучшая книга для детей и подростков и лучшее художественное оформление (за иллюстрации Павла Татарникова).
И вот Владимир Орлов порадовал читателей мистикой.
В «Танцах над городом» три повести, связанные между собой и предназначенные «для шырокага кола аматараў метафізічных вандровак». Уже в первой части становится понятно, о чем идет речь. Сталкивались ли вы когда-нибудь с лунатиками? Герои Орлова — именно лунатики, сомнамбулы, ведущие двойную жизнь. Днем это обычные люди, которые ходят на работу, встречаются с друзьями, но ночью они взбираются по лестницам на крыши домов и танцуют. Проживают такое, на что вряд ли отважились бы днем. События происходят в родном для автора Полоцке, как и во многих других его произведениях. Во второй повести («Чорны чалавек на зялёнай канапе») автор использует интересный прием: рассказывает о том, как писались «Танцы». А от третьей части — «Дома з дамавікамі» — по телу бегут мурашки, и название наталкивает читателя на мысль, что мистическое ближе, чем мы думаем.
Тот, кто любит Орлова именно за историческую прозу, пусть не боится читать эту книгу. Она захватит атмосферой и не отпустит до последних страниц.
Адам Глобус «Сям’я» (2017, «Мастацкая літаратура»)
Адам Глобус не впервые попадает в лонг-лист премии: это уже с «Казкамі пра дарослых» и «Гісторыяй пра Менск і яго ваколіцы». А 2013-й и 2017-й стали наиболее успешными, потому что «Сказы» и «Зваротная перспектыва» приводили на третье место. Получается, автобиографическая книга уже приносила Адаму Глобусу бронзу в прошлом году. Возможно, удастся с похожей и в этот раз.
Хоть подобная проза не является достаточно достоверным источником информации, но исследование художественной интерпретации реальных биографических фактов в современной литературе очень востребовано.
Книга «Сям’я» состоит из трех частей: романа «Дом» (он уже издавался отдельной книгой в 2004 году) и новых произведений — «Глобусы» и «Бацькі». Каждое делится на небольшие разделы-миниатюры.
Адам Глобус очень искренен со своими читателями и делится довольно интимными подробностями, но делает это очень художественно, не опускаясь до вульгарного или пошлого. Например, когда рассказывает, как дочь родилась раньше срока, а у жены не хватало молока, чтобы ее кормить. Интересна книга еще и тем, что позволяет побольше узнать о жизни писателя Вячеслава Адамчика, ведь Адам Глобус его сын.
Многие, кто берутся за автобиографии, мемуары, воспоминания, сталкиваются с такой проблемой: как описать определенного человека, чтобы не преувеличить или не соврать, чтобы образ имел как можно больше общего с реальным человеком? Получается, ценность автобиографии писателя еще и в том, что мы можем посмотреть на родных и близких автора его глазами.
«Сям’я» — своеобразный пантеон рода автора. Адам Глобус подробно описывает, насколько близок для него каждый из родственников, даже те, кого уже нет в живых. Ведь эти родные люди стали для него и самыми важными наставниками, и даже начальниками.
Книга не похожа на классическую автобиографию, где эпизоды из жизни лежат в основе хронологически точной цепочки. В ней не найти переосмысления прожитых лет или рассуждений, призванных понять, как автор стал тем, кем стал. Здесь только констатация того, что семья в жизни каждого человека может стать прочным фундаментом для будущих профессиональных и творческих свершений.
Наста Карнацкая
Читайте также:
Школьные ведьмы против таинственных псов
32 претендента на 1 премию в 5000 евро