Categories: Политика

Похороны трансатлантического сотрудничества преждевременны

4—6 сентября в Польше в городе Крыница состоялся очередной экономический форум. Мероприятие амбициозно именовалось «Восточно-Европейским Давосом»: свыше 1000 выступающих и более 200 мероприятий.

С каждым годом от экономики остается на форуме все меньше, а вот геополитики, вопросов безопасности, технологий, социальных вопросов становится все больше.

В этом году меня пригласили принять участие в дискуссии, посвященной кризису атлантизма, т.е. стратегического партнерства США и Евросоюза. Что само по себе было странно. Беларусь никак не интегрирована в атлантическое сообщество. Долгие годы наши власти предавали атлантизм и Запад анафеме. Минск — единственная европейская столица, где нет американского посла: белорусская власть выгнала его больше 10 лет тому назад. Сейчас белорусский правитель очень хочет, чтобы американский посол вернулся в Минск. Но вот США, похоже, это не очень сильно надо.

На Западе, особенно после прихода к власти Дональда Трампа, широко дискуссируется вопрос кризиса атлантизма. Мол, Европа и Америка расходятся, нет общего представления о реагировании на текущие вызовы и кризисы. И вообще — все плохо. В этот момент я вспоминаю слова своего университетского преподавателя по экономике: «У каждого своя беда: у кого-то жемчуг мелкий, а у кого-то суп жидкий».

Как известно, лучший критерий истины — практика. Атлантизм хоронят не первый десяток лет, а он все никак не помирает. Уже была история с выходом Франции из военной организации в 1967 году. Из-за чего, собственно, штаб-квартира НАТО и переместилась из Парижа в Брюссель. Но французский наравне с английским остался официальным языком НАТО. У европейских членов НАТО к власти приходили левые партии, традиционно эксплуатирующие антиамериканскую риторику. Но одно дело, когда тебе не приходится отвечать за свои слова и от тебя ничего не зависит, а совсем другое — когда за тобой страна. Здравый смысл и трезвый расчет очень быстро «приземлял» левых европейских политиков, пришедших к власти.

Спор вокруг недостаточного вклада европейцев в коллективную оборону ведет свое начало с конца 70-х годов. Торговые войны — не есть изобретение Трампа. Вспомним 80-е и конфликт между Японией и США вокруг доступа на рынки друг друга и манипуляций с валютным курсом. Токио пришлось «сдаться» на американских условиях, что привело к серьезному экономическому кризису. Но никак не повлияло на военно-политические отношения с Вашингтоном. По одной простой причине: альтернативных Штатам партнеров не было.

И это главное: какие у Европы есть альтернативы сохранению партнерства с США? В теории, если страны ЕС объединят свои армии — это будет одна из крупнейших военных сил в мире. Но это лишь в теории. Контроль над национальными вооруженными силами имеет критическое значение для сохранения политического суверенитета. Армия — это не только вооруженная организация, это еще и институт-хранитель определенных исторических традиций и национальной памяти. А Европа — слишком большая и разная. И про многие события воспоминания в разных странах континента, мягко говоря, не совпадают. Все попытки сформировать действенную и значительную по потенциалу европейскую военную силу заканчивались провалом. В свое время Франция и Великобритания вели переговоры о формировании совместного флота. Безрезультатно. Сейчас есть инициатива объединения военных потенциалов Франции и Германии. Итог, уверен, будет тот же. Попытка сформировать европейские боевые группы, в которые страны ЕС должны были бы выделять национальные контингенты на определенный срок, также никаких заметных итогов не имела.

Конфликты в Ливии и Мали продемонстрировали, что даже традиционно сильные в военном отношении европейские державы, еще недавно выставлявшие миллионные армии на полях сражений, оказались неспособны участвовать даже в ограниченной войне. И все бы закончилось позором и унижением европейцев, если бы на помощь не пришли американцы.

Пока нет признаков того, что европейские политические элиты готовы отказаться от национального военного потенциала в пользу коллективного. А военных возможностей даже самых крупных стран ЕС недостаточно для решения вопросов внешней безопасности лишь своими силами. Тупик…

А это значит, что ныне существующую систему трансатлантического партнерства списывать рано. Ей просто нет и не предвидится замены. Американо-европейские отношения переживали кризисы и раньше. Но стратегический характер сотрудничества между разными берегами Атлантики сохраняется и поныне.

Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog

Минск — Крыница —Минск

Читайте также:

«Продать» срочную службу

Погоны и депутатский мандат

Контрразведка «проспала»…

Ложь как инструмент политики. И спецслужб

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023