С чем приехал новый посол
Новость о том, что многолетнего посла России в Беларуси Александра Сурикова заменит Михаил Бабич, вызвала такую реакцию, как если бы речь шла о конце света.
Особого внимания удостоился тот факт, что в свое время Бабича пытались отправить послом в Украину, но Киев не дал агремана. Почему-то многие тут же решили, что белорусские власти тоже агремана не дадут. А когда выяснилось, что Бабич все же будет новым послом в Беларуси, в Украине начала распространяться информация, что, мол, российская сторона у белорусской вовсе агремана и не запрашивала…
Ситуация приобрела все признаки истерии, которую, кстати, активно раздували из России. К антибелорусским выпадам российских СМИ второго-третьего дивизиона все привыкли. Но в последний месяц «дали залп» и приближенные к Кремлю источники: Лукашенко, мол, Москву более не устраивает, его надо поменять на более пророссийского правителя, который должен присоединить Беларусь к России. И мало кто обратил внимание: агрессивные устремления принято маскировать, а не сообщать о них в газетах. Очевидно, что публикации в стиле «конец белорусской независимости» — это инструмент психологического давления на белорусов и операция по прикрытию чего-то другого и реального.
Посему будет полезно зафиксировать некоторые моменты.
Нет никаких оснований полагать, что при назначении Бабича послом России в Беларуси были нарушены какие-либо процедуры. А это значит, что Москва запрашивала агреман на Бабича и его получила.
Не было никакого практического смысла отказывать в агремане Бабичу: посол является проводником политики своего правительства. По личности посла можно предположить о характере такой политики, но его фамилия на российскую политику в отношении Беларуси принципиально не влияет.
Гораздо важнее, с каким мандатом прибыл Бабич в Минск, какие задачи перед ним поставлены и какие ресурсы будут выделены для их достижения. Мы можем об этом только догадываться, но белорусская контрразведка сможет сделать определенные выводы из анализа того, как будет меняться кадровый состав российского посольства в Минске. Под новые задачи в Минск будут направлены и новые люди, а не один лишь Бабич.
По моему мнению, Бабич будет играть роль не столько посла России, сколько представителя лично Владимира Путина в Беларуси. Это связано как с особым характером личных взаимоотношений между российским президентом и вновь испеченным послом, так и с фактом придания ему статуса спецпредставителя президента по развитию торгово-экономического сотрудничества. Под развитием в данном случае следует понимать ограничение вольностей Минска в реэкспорте российских нефтепродуктов и торговле санкционными товарами под видом белорусских. Причем не только при их поставке в Россию, но и при реализации на территории Беларуси. Говоря проще, в Москве вознамерились лишить белорусских союзников значительной части доходов. Безусловно, Бабич будет лоббировать беспрепятственный доступ российской продукции на белорусский рынок. Политика в духе колониализма: рынок зависимой территории должен быть закреплен за метрополией на условиях метрополии. Кстати, в России и не скрывают, что это наиболее приемлемое для нее будущее того недоразумения, которое именуется Евразийским экономическим союзом.
Помимо закрепления рынка экономического, российский посол, по моему убеждению, имеет задачу закрепить за Россией и белорусский политический рынок. Москва не хочет сюрпризов в Беларуси: стоит задача не просто сохранить, но и усилить российское политическое влияние в нашей стране. Причем обеспечить это за приемлемые деньги, а лучше — бесплатно. Традиционно Кремль мало интересовался белорусской внутренней политикой, справедливо считая, что все интересующие вопросы можно решить через Лукашенко. Но в последние пару лет белорусскому руководителю все труднее находить общий язык с российским коллегой. Помимо того, что от Лукашенко в Кремле явно устали и разочарованы его поведением в ходе текущего регионального кризиса, он стал для Москвы и слишком дорогим партнером. Россия заинтересована сбить цену «братской любви» белорусского правителя. Одним из способов является создание потенциальной альтернативы нынешнему белорусскому руководителю. Именно это и есть главная задача нового российского посла в Минске: понять, с кем в Беларуси помимо Лукашенко и о чем можно говорить. И сколько это будет стоить.
Для России наиболее желаемый формат белорусско-российских отношений — южноосетинский. То есть полный политический, экономический, гуманитарный и военный контроль при сохранении формальных признаков суверенитета. Но в Минске на этот счет свое мнение, никто сдаваться не намерен. И Бабичу точно придется нелегко.
Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog
Фото: www.belta.by
Читайте также:
Похороны трансатлантического сотрудничества преждевременны