В Кремле появился кандидат в преемники?
Мало кто из высокопоставленных российских чиновников ведет себя так же скрытно, как замглавы администрации президента Сергей Кириенко, пишет французское издание Le Figaro.
ак бы то ни было, за серыми костюмами, очками в тонкой оправе и лицом отличника скрывается человек, который так активно взбирается наверх в созвездии российской элиты, что кремлинологи видят его преемником Владимира Путина в 2024 году, когда у того уже не будет конституционной возможности выдвинуть свою кандидатуру на пятый срок. Стоит отметить, что именно он курировал все детали выступления его начальника, которое было призвано добиться принятия народом пенсионной реформы.
Фото: AFP
Кроме того, недавно глава государства в обстановке секретности удостоил его звания Герой России (одна из высших наград в стране), хотя нам неизвестно, с чем связана такая честь. С 2005 по 2016 год он занимал пост руководителя Росатома и внес вклад в создание последнего поколения российского ядерного оружия, о котором громогласно заявил Путин в последнем обращении к нации. Он отвечает в администрации за внутреннюю политику и преподнес начальнику на блюдечке триумфальные 76% на выборах 18 марта.
По указу президента, каждому герою России должен быть установлен бронзовый бюст в его родном городе. В случае Кириенко речь идет о Сухуми, однако сложно сказать, получится ли у него однажды взглянуть на свой монумент… Разговоры о его блестящем будущем разгорелись с новой силой после прозвучавшей 18 июня (на фоне открытия чемпионата мира) новости о назначении одного из его соратников Александра Харичева начальником управления президента по обеспечению деятельности Госсовета РФ. Если верить упорным слухам, этот безликий орган, который сегодня включает в себя губернаторов регионов, может быть создан под Владимира Путина в перспективе изменения конституции. Сергей Кириенко мог бы стать архитектором этой реформы. Верным исполнителем.
«Я — профессиональный менеджер, которого наняли на реализацию определенной задачи», — заявил он в 1998 году после отставки с поста премьера по решению Бориса Ельцина (должность он занимал с марта по август). Как бы то ни было, 20 лет спустя эта формулировка все еще прекрасно характеризует его и служит залогом его долголетия.
При этом Кириенко могла бы ждать та же судьба, что и бывшего олигарха Михаила Ходорковского, то есть опала и тюрьма. Как и бывший нефтяной магнат (его ровесник), он вышел в 1991 году из комсомола (занимал пост первого секретаря этой организации в Нижнем Новгороде) и проявил явную тягу к бизнесу. Как и Ходорковский, он занялся банками и нефтью, однако, в отличие от него, неизменно проявлял уважение к постсоветскому государству. Либерал под соусом госдеятеля.
Летом 1998 года он оказался одним из авторов знаменитой шоковой терапии, а затем был снят с поста после финансового кризиса, который чуть не погубил страну. По иронии судьбы, в Москву его привел другой уроженец Нижнего Новгорода Борис Немцов, который в тот период был ближайшим советником Ельцина. Только вот через десять лет он перешел в оппозицию и был убит в 2015 году. Еще будучи эфемерным главой правительства в июле 1998 года, Кириенко вызвал к себе некоего Владимира Путина, чтобы сообщить ему о назначении директором ФСБ.
Год спустя он в качестве лидера движения «Новая сила» поддержал политическую группу, которая привела к власти выходца из Санкт-Петербурга под лозунгом: «Путина — в президенты, Кириенко — в Государственную думу. Молодых надо!». Ответный толчок наверх последовал за назначением Путина президентом в 2000 году и формированием «вертикали власти». Новый глава государства создал семь федеральных округов для контроля за деятельностью губернаторов. Кириенко досталось Поволжье: на этом посту он был единственным, кто не имел отношения к спецслужбам.
В октябре 2016 года Путин вернул его в Кремль из Росатома. «Он очень удобен для президента, поскольку не связан с другими придворными. Путин не любит людей, которые понимают его стратегию», — объясняет Глеб Павловский, политический консультант Кириенко с 1998 по 2000 год. После назначения замглавы администрации он проявил прагматизм и поставил целью 70% явку на президентских выборах. Задействованные методы граничили с принуждением. Как бы то ни было, в марте неявка не превысила 33%. Кириенко может радоваться: президенту еще понадобятся его услуги через шесть лет.