Демократическая страна в тисках демократических блоков
Белорусский вариант демократии — это когда нет материнской смертности, а детская смертность — самая низкая в мире?
Поводом для написания настоящей статьи послужило следующее высказывание А. Лукашенко: «Мы живем в демократической стране. Притом зажаты двумя демократическими блоками с запада и с востока. На юге у нас вообще демократия дальше некуда. И осуществлять какую-то диктатуру в Беларуси — это просто нереально. И те, кто подобные вещи заявляет, — это смехотворно. Но порядок в стране всегда был, и он будет».
Замечательное высказывание. Сразу и не вспомнить, кому еще из современных политиков удавалось добиться такой концентрации неординарных мыслей на один абзац текста. Смущает только одно слово — «смехотворно».
Согласно современному толковому словарю русского языка Ефремовой, оно означает то, что может вызвать только смех. Но почему? Жили же белорусы при диктатуре коммунистов 73 года. Почему бы еще 73 года не пожить при «последнем диктаторе Европы», что мешает?
Правильно понять Лукашенко можно только с помощью Лукашенко. Погуглив, я легко отыскал ответ на свой вопрос. Он был дан еще 16 октября 2012 года во время пресс-конференции для российских СМИ: «Здесь ресурса для этого (диктатуры) нет. Не дай Бог, у тебя будут замашки, как у наших, в хорошем смысле, диктаторов — там Сталина или еще кого-то, — тебя просто под гусеницу бросят и разотрут, если та же Россия не заступится».
Диктаторы в хорошем смысле. Ну как тут не вспомнить анекдот про двух евреев:
— Абрам, ты знаешь, Мойша таки пи…с.
— А шо, денег взял и не отдает?
— Да нет, я в хорошем смысле слова.
Но я отвлекся. По мнению Лукашенко, для установления диктатуры нужны ресурсы. Хорошо бы это мнение подкрепить статистикой, а то получается, что диктатуры возможны только в богатых странах.
Отчасти это так, если богатство формируется за счет природной ренты. Саудовская Аравия — тому пример. Но и в нищих странах коммунисты умудрялись устанавливать диктатуры. На Кубе она успешно пережила распад своего спонсора — СССР. Хватало, хватает и еще долго будет хватать диктатур в нищих странах Африки.
Неполитическая демократия
В своей уверенности в том, что мы живем в демократической стране, А. Лукашенко не одинок. В сентябре 2015 г. так считало 27% белорусов (см. табл.).
В каком направлении развивается сейчас политическая жизнь Беларуси?*
Вариант ответа |
% |
Развитие демократии |
27 |
Восстановление прежних советских порядков |
22 |
Становление авторитаризма, диктатуры |
22 |
Нарастание хаоса, анархии, угрозы государственного переворота |
13 |
ЗО/НО |
16 |
Ответы на любой политизированный вопрос демонстрируют раскол белорусского общества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с развитием политической жизни по демократическому пути было согласно 48% сторонников Лукашенко и только 6% его противников.
Естественно, встает вопрос о смысле, который респонденты вкладывают в понятие «демократия». В качестве возможного варианта приведу цитату из выступления главы белорусского государства на Генеральной Ассамблее ООН 27 сентября 2015 года: «У нас нет материнской смертности, детская смертность — самая низкая в мире. Именно это и есть демократия, а не то, что пытаются насадить нам наши западные учителя».
Вот теперь все встало на свои места. Белорусский вариант демократии никак не связан с политикой и политическими правами граждан. По крайней мере, в этом нас постоянно пытается убедить лично глава государства и подконтрольные ему государственные СМИ. И определенные основания для этого есть, если под политикой понимать механизм формулирования интересов отдельных социальных групп и правила борьбы за эти интересы.
Проблема в том, что так называемое белорусское «большинство», а это не менее двух третей взрослого населения страны, за годы независимости так и не выработало собственных интересов. А нет интересов, нет и не может быть самостоятельных действий, выбора целей, конкуренции программ и лидеров. Вполне хватает того, кто уже пятый срок удерживает страну в состоянии стабильности, ибо выработать путь ее развития он органически не способен.
Что касается «меньшинства», то определенный запрос на политику в его среде, безусловно, имеется. Однако его не следует преувеличивать, ибо сказано в книге Экклезиаста «суета сует и все суета». Далее суеты дело пока не идет.
Есть повод порадоваться
Российский политолог Екатерина Шульман свой оптимизм любит подкреплять цитатой из Маркса: «Если общество задается вопросом, значит, ответ на него уже найден». В ее же собственной интерпретации высказывание классика выглядит следующим образом: «Ту проблему, которую мы в состоянии сформулировать, мы в состоянии и решить».
Но кому, где и когда посчастливилось за последние годы ознакомиться со списком проблем, сформулированных белорусским правящим классом? Речь, разумеется, идет о внутренних проблемах, а не о внешних, вызванных непредсказуемыми колебаниями внешней конъюнктуры и происками врагов-завистников.
Государственные социологи рапортуют о завершении формирования белорусской нации, чью внутреннюю сплоченность обеспечивает диалог. Единственный политик уверяет себя и других в том, что демократии в Беларуси не меньше, чем на Западе. Топ-чиновники выступают в прессе со статьями о неоспоримых преимуществах государственной собственности над частной.
Последний пример подобной активности — статья председателя Комитета государственного контроля Леонида Анфимова «Какими нам быть?» в «СБ». Такой концентрации архаики на единицу газетной площади еще надо поискать.
Но это моя личная оценка. Как и к любой личной оценке, к ней следует относиться без фанатизма. В качестве примера приведу отклик на статью председателя КГК другого председателя — председателя президиума Национальной академии наук Беларуси, академика Владимира Гусакова: «С большим вниманием прочитал статью Л.В.Анфимова, где затронуты многие проблемы современного развития общества и в первую очередь экономики. Скажу, что постановка вопросов своевременная, правильная, ориентированная на перспективу. Какой путь выберем, так будем и жить» («СБ» от 7.09.2018 «Вопросы для всех и каждого»).
Гусаков — экономист, доктор наук, профессор, заслуженный деятель науки РБ.
В ответах на вопрос о направлении развития политической жизни в Беларуси нет доминирующего мнения. Удивляться этому не приходится. Такова особенность режима имитационной демократии. Для тех, кто не может или не желает замечать его имитационную природу, режим предстает своей демократической стороной. Для граждан же, способных к рефлексии, становление авторитаризма и диктатуры очевидно. Вот только доля таких граждан за пять лет уменьшилась с 29,4% до 21,8%.
Читайте также:
Диалог как экспортный продукт белорусской модели
Чему власти можно поучиться у индейцев наскапи
Сказ об утраченной эпохе, когда «не было проблем со сбытом продукции»