По подсчетам некоторых социологов и демографов, к 2050 году в Литве останется лишь два миллиона жителей. Местные предприятия — в основном компании, занятые в сфере строительства, логистики, и розничные сети — начали нанимать на работу жителей Украины и Беларуси.
«У меня на балконе раненый иностранец! А из соседней квартиры валит дым! Помогите!»
Звонивший в литовскую службу экстренной помощи почти кричал от ужаса. Прибывшая полиция и «скорая помощь» обнаружили внутри квартиры труп. Еще один человек с ножевыми ранениями действительно лежал на соседнем балконе. Квартира на третьем этаже девятиэтажного жилого дома в Каунасе была охвачена пламенем.
Вскоре полиции удалось задержать подозреваемого — им оказался строитель из Украины. Как выяснилось, на вечеринке с земляками вспыхнула ссора из-за денег, завершившаяся кровопролитием, убийством и, наконец, поджогом квартиры — неуклюжей попыткой скрыть следы преступления. В маленькой Литве инциденты такого рода случаются крайне редко, так что это преступление привлекло внимание СМИ и общественности, а также стало поводом для дискуссии о гастарбайтерах, будущем страны и ее идентичности.
На тот момент, когда Литва в 1991 году вышла из состава СССР, в ней жили 3,7 млн человек. На сегодняшний день население страны сократилось почти до 2,8 млн жителей, и его численность продолжает падать. С момента присоединения Литвы к ЕС в 2004 году ее жители, как, впрочем, и население соседних стран Балтии, массово устремились в поисках работы в более благополучные страны, в основном в Великобританию, Норвегию и Германию. По подсчетам некоторых социологов и демографов, к 2050 году в Литве останется лишь два миллиона жителей.
Местные предприятия — в основном компании, занятые в сфере строительства, логистики, и розничные сети — начали нанимать на работу жителей Украины и Беларуси.
Литва привлекательна для украинцев благодаря многим факторам. Она находится недалеко, там по-прежнему многие говорят по-русски, а после перехода в 2015 году на евро страна переживает экономический подъем. Литовское правительство является одним из самых верных сторонников Украины на международной арене. С 2017 года украинцы могут ездить в Литву и другие страны шенгенской зоны без визы, а разрешение на работу в литовских консульствах можно получить без особой суеты и в большинстве случаев бесплатно.
По данным министерства внутренних дел Литвы, число украинцев с временным видом на жительство в стране в первом полугодии этого года возросло более чем на 50 процентов по сравнению с 2017 годом. Количество граждан Беларуси увеличилось на 20 процентов, россиян — на 8 процентов. Впрочем, в абсолютных цифрах эти числа по-прежнему невелики: в Литве на законных основаниях живут немногим более 54 тысяч иностранцев, но их присутствие становится все более заметным. Параллельно с легальной миграцией постепенно увеличивается и число тех, кто работает «по-черному».
38-летний Ярослав — профессиональный массажист. Он регулярно приезжает в Вильнюс из Киева якобы в качестве туриста, в действительности же — на заработки: даже работая нелегально, он получает в Литве гораздо больше, чем зарабатывал бы у себя дома. «Смотрите, — объясняет Ярослав. — В зависимости от уровня салона час массажа здесь может стоить до 70 евро. Я же беру за час работы 20, а иногда и 10 евро — и для меня это хорошие деньги». По словам киевлянина, он восполняет недостаток специалистов на рынке, возникший после того, как его литовские коллеги отправились искать работу в других странах ЕС. В идеале Ярослав хотел бы открыть в Литве свой собственный массажный кабинет и работать легально.
Но в основном жители Украины и Беларуси работают в Литве на законных основаниях. «Я плачу моим работникам по 4,50 евро в час, и они готовы работать по 10—12 часов в день, — рассказывает 42-летний Александр, который руководит бригадой строителей из Украины. — У себя дома им никогда не заработать таких денег». Именно это и считают проблемой некоторые жители Литвы.
«Гастарбайтеры сбивают цены на рынке труда. Они работают там, где могли бы работать литовцы, поэтому нашим гражданам приходится уезжать в Ставангер или Манчестер, — указывает Лауринас Касчюнас, депутат литовского парламента от правоцентристской оппозиционной партии «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы». — Литовское государство должно поддерживать семью, следить за тем, чтобы население страны росло за счет увеличения рождаемости, и убеждать вернуться на родину тех, кто уехал».
«Нет никаких официальных данных, подтверждающих, что украинцы и белорусы отбирают рабочие места у литовцев», — возражает доктор философии Вильнюсского университета и бывший замминистра науки и образования Нерия Путинайте. Многие в стране считают, что у нее слишком либеральные взгляды на вопросы миграции. «Литовцы начали уезжать в другие страны Евросоюза 15 лет назад, сразу после присоединения страны к ЕС. В то время здесь еще не было украинцев», — напоминает она.
Разговоры некоторых политиков о том, что литовские эмигранты в скором времени вернутся домой, — это не более чем иллюзия, самообман, уверена Путинайте. «Наше правительство должно уделять больше внимания успешной интеграции мигрантов: повышать уровень изучения языка для иностранцев, предоставлять стипендии украинским и белорусским студентам, чтобы они могли учиться в Литве», — считает профессор Вильнюсского университета. Но, по ее словам, литовцы не особо заинтересованы в увеличении числа иностранцев в стране.
Такой образ мышления присущ не только Литве, но и другим странам Центральной и Восточной Европы, история которых связана с репрессиями, сопротивлением и выживанием. «Наш народ пережил полонизацию после того, как в 1596 году Великое княжество Литовское объединилось с Польским королевством, — объясняет социолог Владас Гайдис, директор Центра изучения общественного мнения и маркетинговых исследований Vilmorus. — Затем Литва оказалась под властью Российской империи, проводившей в XIX—XX веках политику русификации. После этого был Советский Союз с массовыми расстрелами и депортациями. Все это привело к тому, что современные литовцы ревностно отстаивают свою национальную самобытность и государственность».
И депутат-консерватор Касчюнас, и либеральный профессор Путинайте, и социолог Гайдис уверены, что существенный приток в Литву мигрантов из государств за пределами Европы всколыхнет националистические настроения в стране. Но они согласны с тем, что подобные изменения едва ли грозят Литве в ближайшее время.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…