Почему дети Раймонда Паулса покинули Латвию
Рыба ищет, где глубже, человек — где лучше. Справедливость этой бытовой истины неоднократно подтверждалась и на геополитическом уровне.
Прибалтика пустеет. Для белорусов это не новость. Однако одно дело — официальная статистика (см. табл.), позволяющая оценить количественную сторону процесса депопуляции, и совсем другое — конкретные примеры, воздействующие на эмоциональном уровне.
В ноябре белорусские СМИ растиражировали информацию о том, что семья композитора Раймонда Паулса покинула Латвию. «Все уехали. Такая тенденция — у всех, у кого есть деньги, дети учатся за границей. Обе мои внучки учились в международной школе, у дочки муж — иностранец, они в семье говорят по-английски. Внучки учатся, одна уже закончила, вторая закончит в следующем году — в лучших американских университетах. Теперь они те люди. Я об этом улыбаюсь, но Put, vejiтi! («Вей ветерок») они не поют. Там другая музыка» — такими словами классик советской эстрады подвел черту под массовыми надеждами начала 90-х собрать в освободившейся от оккупации Латвии всех латышей.
Динамика прироста/убыли населения прибалтийских стран в 2017 г.*
Показатель |
Население (млн человек) |
Коэффициент рождаемости** |
Коэффициент миграции*** |
Эстония |
1,2 |
-2,5 |
-3,2 |
Латвия |
1,9 |
-4,8 |
-6,1 |
Литва |
2,8 |
-4,7 |
-6,1 |
* Таблица составлена на основании данных ЦРУ
** Родилось/умерло на 1 тыс. жителей в течение года
*** Прибыло/убыло на 1 тыс. жителей в течение года
Только строителей 50 тысяч
Если демократия так хороша, почему народ из нее бежит? Этот вопрос я позаимствовал из переписки с одним из моих оппонентов в фейсбуке. Попытаюсь на него ответить.
Во-первых, способствует ли демократия оттоку населения? Безусловно. В СССР одного желания покинуть страну было мало. Не зря же по всему периметру территория первого в мире государства рабочих и крестьян была окружена «железным занавесом», а получить выездную визу в капиталистическую страну шансов у рядового обладателя серпастого и молоткастого паспорта практически не было. Да и возможность посетить одну из стран соцлагеря была практически нулевой.
С этой же целью наши братья по социалистическому разуму в ГДР построили в 1961 г. «Берлинскую стену». О том, почему она была построена и чем заканчивались попытки смельчаков через нее перебраться, Стивен Спилберг снял фильм «Шпионский мост». Рекомендую посмотреть. Не пожалеете.
Сегодня особых проблем с получением шенгенских виз с целью посещения родственников или совершения покупок у белорусов не возникает. Другое дело — получение рабочей визы. Но дело тут не в визе, а в работе. Далеко не все желающие ее получить обладают нужной квалификацией и знанием языка.
Поэтому не стоит удивляться, что коэффициент миграции в Беларуси в 2017 г. оказался положительным и составил 0,7. Но проблема существует. О ее актуальности 23 ноября на республиканском семинаре-совещании о повышении эффективности строительного комплекса Беларуси в очередной раз напомнил А. Лукашенко: «Важнейшими задачами отрасли являются сохранение и развитие кадрового потенциала. В последние годы идет серьезный отток специалистов. За пять лет отрасль потеряла более 50 тысяч рабочих, лучших рабочих. Они уезжают на заработки за границу. Почему там не видно наших подрядчиков?»
50 тысяч! И это только строителей. Такова реальность, противопоставить которой белорусская власть пытается рост заработной платы. Потому вопреки прошлому негативному опыту она растет темпами выше темпов роста производительности труда по ВВП — 112,6% и 104,8% соответственно (январь—август 2018 г. к январю—августу 2017 г.).
Когда и в какой форме очередной аттракцион неслыханной щедрости аукнется — вопрос отдельный, но аукнется он обязательно. Чудес в экономике не бывает. И степень концентрации власти в одних руках ничем тут помочь не сможет. Скорее, наоборот.
Понятно, что отъездом строителей проблема трудовой миграции не ограничивается, но обобщенным показателем не владеет никто. Не зря же в последнем номере журнала института социологии статья «Тенденции развития внешней трудовой миграции населения РБ» начинается с признания, что «государственная статистика всего объема внешней трудовой миграции населения страны практически отсутствует. Это связано с тем, что Беларусь со многими приграничными странами имеет режим безвизового передвижения населения».
По линии статика-динамика
Рыба ищет, где глубже, человек — где лучше. Справедливость этой бытовой истины неоднократно подтверждалась и на геополитическом уровне. Сегодня мы наблюдаем очередное «великое переселение народов», только совершается оно в индивидуальном порядке. В этом его коренное отличие от предшествующих масштабных переселений, когда целые народы снимались с насиженных мест и устремлялись за горизонт в поисках лучшей жизни.
«Если демократия так хороша, почему народ из нее бежит?» И куда же это он, интересно, бежит? В Европу из Африки? Или ежегодно тысячи европейцев распродают свое имущество, чтобы на вырученные деньги забронировать себе место на надувных лодках?
Небезопасное, между прочим, путешествие. По данным Международной организации по миграции (IOM), каждый год при попытке пересечь Средиземное море гибнет около четырех тысяч человек. Только я не уверен, что среди погибших был хоть один итальянец или француз.
И в завершение я попытаюсь под все вышесказанное подвести культурологическое основание.
Культура — внебиологический способ решения общебиологических проблем, главной из которых является проблема выживания. Как и все живое, культуры конкурируют между собой за ресурсы, а там, где есть реальная конкуренция, там обязательно будут победители и проигравшие. Не выдержавшие конкуренции культуры сходят с исторической арены.
Главное отличие аграрного (традиционного) общества от общества индустриального и постиндустриального (модерна и постмодерна) проходит по линии статика-динамика. И противостояние Севера и Юга, которое мы наблюдаем сегодня, порождает новый тип варвара — человека, который уже не может жить без благ, порожденных динамичными культурами Севера, но еще не способного подключиться к их производству.
Но любое преимущество относительно. Жителям Афганистана Беларусь может показаться землей обетованной, тогда как для эстонца, сколь патриотичен он бы ни был, вполне естественно отправить своих детей учиться в ведущие европейские и американские университеты.
Читайте также:
Почему мост через Припять построен поперек Конституции?
Школьный учитель против премьер-министра