Дети Чернобыля и твои друзья, Геннадий, тебя помнят!
Пять лет тому ушел из жизни ученый, общественный деятель и политик Геннадий Грушевой.
В конце 80-х годов, в период гласности, он присоединился к деятельности Белорусского народного фронта, в частности, возглавил «чернобыльскую» комиссию. 20 ноября 1989 г. основал фонд «Детям Чернобыля», который стал делом всей его жизни.
Геннадий Грушевой ушел из жизни из-за «чернобыльской болезни» — лейкемии.
Мне довелось лично знать Геннадия Владимировича. Он занимался архиважным делом — спасал, как мог, генофонд нации от чернобыльского атома. Благодаря его усилиям, в Беларусь со всей Европы шли караваны гуманитарной помощи в пострадавшие от радиации районы. Десятки тысяч детей выезжали из Беларуси в европейские страны.
Будучи тяжело больным, он думал о светлом будущем Беларуси и оставил своему другу Марату Горевому, тогда журналисту «Новага часу», свой «Запавет». Вот что он хотел сказать белорусскому обществу (публикуется на языке оригинала):
«Калi амаль пяць гадоў таму я даведаўся, што ў мяне лейкемiя — парушэнне структуры ДНК, — я сказаў сабе: мне ў жыццi пашанцавала, бо я памру ад таго, з чым змагаўся ўсё жыццё. Але я не дам Чарнобылю анiякiх шанцаў. Я хацеў бы скончыць жыццё на той бойцы, у якую ўступiў 26 красавiка 1986 года i на якой знаходжуся апошнiя 27 гадоў. Я з тымi, для каго працаваў пасля Чарнобыля. Мой сыход — лагiчнае завяршэнне майго жыцця. Такi сыход дараваны мне Богам i лёсам. I я ўспрымаю яго як салдат на вайне, бо лепш загiнуць падчас атакi на фронце, чым ад малярыi ў тылу. Быць можа, сваiм лёсам я каго-небудзь пераканаю, што ў Беларусi няма будучага, калi iгнаруюцца наступствы Чарнобыля. Нельга спадзявацца, што ад гэтай трагедыi можна схавацца цi ўцячы. Вось чаму дзяржава павiнна займацца Чарнобылем самым сур’ёзным чынам. Толькi тады нацыя мае нейкую надзею на выратаванне. У свой час я змагаўся за постчарнобыльскую Беларусь. А сёння палова Еўропы змагаецца за мяне. Еўрапейцы даюць мне тыя лекi, якiя я не мог даць хворым беларусам. I гэты аванс я павiнен адпрацаваць напоўнiцу…»
А еще Геннадий Грушевой оставил нам Сад надежды. 26 апреля 1991 г., в пятую годовщину трагедии на Чернобыльской станции, он с друзьями-единомышленниками заложил памятный камень и освятил место строительства храма—памятника жертвам Чернобыля. Там же — на месте нового прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» — он посадил грушевый саженец. Теперь он дает чудные плоды. В день рождения Геннадия — 24 июля — в саду собираются его друзья и родственники. На грушу, посаженную Грушевым, повязывают разноцветные ленты и вспоминают его. Он дарит нам свет, радость, добро.
Геннадий, благодарим тебя за твой путь и дела. Дети Чернобыля и твои друзья тебя помнят. Твоя груша и Сад надежды будут всегда цвести!
Михаил Пастухов