TOP

Получит ли Беларусь «свой» танк?

В конце минувшего года с помпой наше Минобороны приняло от российского «Уралвагонзавода» 10 танков Т-72, модернизированных до уровня Б3.

Часто приходится слышать скептические высказывания относительно танков: мол, дорого, а уничтожаются одной ракетой или снарядом. Поэтому и будущего не имеют. Между тем все страны, которые воюют либо всерьез готовятся к войне, содержат танковые войска в сотни и тысячи единиц. Войны в Ираке, Сирии и Украине продемонстрировали, что при всех уязвимостях адекватной замены танкам на поле боя нет и не предвидится. Ни одна имеющаяся наземная боевая платформа не способна обеспечить ни сопоставимой огневой мощи, ни скорости, ни уровня защиты экипажа. Даже если это не новые танки. По оценкам украинских специалистов, разработанная в советское время техника по-прежнему способна выполнять боевые задачи в ходе войны типа той, которая велась на Донбассе. В результате боевых действий наименьшие потери пришлись как раз на танки (20%), а наибольшие — на БМП (45%), бронетранспортеры (28%) — по данным, приведенным украинским изданием Defense-Express.

По мнению украинского военного командования, основные боевые танки остаются главным «кулаком» механизированных подразделений. В ходе войны ВСУ сформировали новые танковые соединения.

Поэтому стоит подробнее остановиться на истории с модернизацией Т-72 для белорусской армии.

В ходе выставки вооружений MILEX-2014 между Минобороны Беларуси и «Уралвагонзаводом» велись переговоры о модернизации белорусских танков. Предполагалось, что из России будут поставляться модернизационные комплекты, а сама работа будет выполняться в Беларуси. Это означает способность отечественной индустрии предложить сопоставимый Т-72БЗ проект модернизации танков для национальной армии. При одном условии — доступу к необходимым узлам, агрегатам и вооружению. И вот тут и могла возникнуть проблема: либо российские производители отказались поставлять в Беларусь двигатели, средства защиты и танковые орудия для отечественной модернизации, либо затребовали цену, которая делала собственную модернизацию не рациональной по финансовым соображениям.

Через год после MILEX-2014 и объявления о возможном сотрудничестве с «Уралвагонзаводом» появилось сообщение о том, что проект масштабной модернизации боевой машины разработан на Борисовском ремонтном заводе: «Заводчане вышли на серийную модернизацию танков Т‑72Б «Витязь». На их новую производственную разработку установлена современная система управления огнем, автомат сопровождения целей, а также принципиально новый прицельно-наблюдательный комплекс командира танка, что позволяет вести огонь днем и ночью из пушки и спаренного пулемета в режиме «Дубль». Глубокая модернизация боевой машины позволила значительно улучшить и защиту от противотанковых средств и мин с магнитными взрывателями, а также ее маскировку, многие другие боевые и эксплуатационные возможности». Боевой потенциал танка вырос в полтора раза.

Наибольший же интерес в сообщении представляет схема «Витязя», согласно которой на танк предполагалась установка универсальной динамической защиты «Нож» и комплекса активной защиты «Заслон» украинского производства. Это вызвало поток недовольства в российских СМИ. При этом два ключевых элемента танка — пушка и двигатель, остались старыми. А без их замены проведение дорогостоящей модернизации теряет смысл. Тот факт, что белорусские производители не предусмотрели замену двигателя и пушки, означает, что у них не было возможности получить доступ к новому оборудованию российского производства.

В «Витязе» можно было бы усмотреть попытку выбить уступки со стороны России. Но есть два факта, которые не позволяют считать белорусский проект фейковым:

— сама идея проекта Т-72Б «Витязь» ведет свою историю с 2011 года;

— еще в марте 2017 года проект «Витязь» упоминался в качестве вероятного будущего белорусских танковых подразделений.

Решения, заложенные в проект «Витязь», представляются более продвинутыми, нежели реализованные в рамках Т-72Б3. За исключением пушки и двигателя. Если бы к «Витязю» прибавить двигатель и пушку от Б3, то на выходе получилась бы машина совсем другого уровня. Правда, и цена ее перевалила бы далеко за 2 млн долларов (Б3 ориентировочно обходится в 1,4 млн).

Поставка Т-72Б3 является компромиссным решением, в имеющийся ограниченный бюджет «впихивается» максимум возможного. Но не попадает много необходимого. Т-72Б3 слабо приспособлен для боев в урбанизированной местности — основном театре военных действий на обозримую перспективу. С другой стороны, танк способен более успешно противостоять современным машинам западного производства.

И еще: модернизация белорусских танков производится в России. А не в Беларуси, как это обсуждалось в 2014 году. Очевидно, что белорусский ВПК не будет молча смотреть, как деньги «проплывают» мимо. Можно предположить, что отечественная оборонка попытается исправить эту ситуацию. Так, в октябре 2018 года А. Лукашенко продемонстрировали отечественную модернизацию Т-72, которая удостоилась похвалы от руководителя государства. Подобный прецедент есть: ранее Минобороны планировало закупку российских БТР-82, но в итоге последовало решение А. Лукашенко закупать продукцию отечественной оборонки.

Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog

Читайте также:

Сколько стоит территориальная оборона?

О военной организации «союзного государства»

Территориальная оборона: дешево, но не надежно

Найти правильное применение альтернативщикам

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.