Жители Бреста требуют запрещать стройки в местах массовых захоронений. Эксперты видят корень проблемы в засекреченности в РБ ряда архивных материалов о жертвах сталинских репрессий.
В начале 2019 года во время строительства жилого комплекса в центре Бреста были обнаружены многочисленные останки узников еврейского гетто времен нацистской оккупации. В один из январских дней экскаватор поднял на поверхность первые фрагменты останков.
Котлован на месте расстрельной ямы
Как сообщили в Брестском горисполкоме, сразу после обнаружения останков строительные работы на объекте были приостановлены. Для проведения раскопок по запросу властей в город прибыли специалисты 52-го специализированного поискового батальона Министерства обороны РБ. По заключению экспертов, давность захоронения составляет более 50 лет. С каждым днем количество обнаруженных останков увеличивается. Согласно последним данным, речь может идти уже о 600 человеках, однако эти цифры далеко не окончательные.
По словам старшего инспектора отдела культуры Брестского горисполкома Аллы Кондак, в период нацистской оккупации на этой территории в центре города размещалось гетто. Характер найденных в этом году останков — с пулевыми отверстиями в черепах — с большой долей вероятности свидетельствует, что в вырытом под строительство котловане находилась расстрельная яма.
К белорусским архивам доступа нет?
Найденные в Бресте останки снова напомнили об актуальной для Беларуси проблеме доступа к информации о местах массовых захоронений. В Брестском горисполкоме подтвердили, что в квартале, где в годы войны располагалось гетто, неоднократно находили человеческие останки, которые впоследствии были перезахоронены в братские могилы.
То же самое планируется сделать и сейчас, после завершения всех поисковых работ. Вместе с тем власти города уверяют, что не располагают информацией по поводу новых мест расстрелов, поскольку о них нет упоминаний в архивах.
Однако с этой версией не согласна искусствовед и специалист в области архитектуры Ирина Лавровская. «Подробную карту таких мест с указанием захоронений местные краеведы обнародовали еще в начале 2000-х годов, но власти выбрали путь замалчивания информации, объясняя это обеспокоенностью, чтобы захоронения не привлекли внимание «черных копателей» и мародеров», — рассказала DW Лавровская. По ее предположениям, собранные сведения о преступлениях нацистских оккупантов в период войны хранятся в архивах белорусского КГБ, но они до сих пор недоступны для исследователей.
О сталинских репрессиях в Беларуси принято молчать
Как отмечает историк Игорь Мельников, в Минске и других регионах Беларуси нередко обнаруживают захоронения, в том числе и еврейские, о которых ранее ничего не было известно. Что же касается архивных документов времен оккупации, то их особо не скрывают. Об этом можно судить по недавно открытому мемориалу на месте лагеря смерти в деревне Тростенец в окрестностях Минска и изданию нового сборника, посвященного трагедии Хатыни. «Куда больше проблем возникает с документами, связанными с периодом сталинских репрессий: здесь действительно многое засекречено, и получить к ним доступ практически невозможно», — отмечает Мельников.
Даже установление памятных знаков в местах, где покоятся жертвы террора 30-х годов прошлого столетия на территории Беларуси, порой превращается в серьезную проблему. К примеру, на Кобыляцкой горе около города Орши еще в 1982 году были найдены останки людей с пулевыми отверстиями в затылках. Комиссия из числа представителей силовых структур и прокуратуры тогда официально признала, что речь идет о расстрелах, которые производили сотрудники НКВД.
В начале 1990-х годов по решению Оршанского райисполкома найденные останки перезахоронили, но в дальнейшем отношение местных властей к этой теме сильно изменилось. Теперь активисты общественной инициативы «Кобыляки. Расстреляны в Орше» добиваются установления памятного знака, причем готовы самостоятельно найти деньги на его изготовление. В ответ власти затребовали документальное подтверждение того, что расстрелы производились именно на этом месте.
Мемориал узникам гетто как альтернатива стройке
Что касается ситуации в Бресте, то информация о массовом захоронении в центре города вызвала бурную дискуссию среди местных жителей. В интернете начат сбор подписей под электронной петицией, в которой содержится призыв запретить строительство в местах массовых расстрелов узников гетто. Авторы петиции призывают «не допустить очередного акта вандализма и неуважения к жертвам геноцида».
Противники строительства жилья в этом районе Бреста в качестве варианта рассматривают возможность обустройства мемориального парка или сквера, а также создания здесь памятника и музея жертвам нацизма из числа местных жителей. Обращение по поводу перспектив данной территории планируется направить не только белорусским властям, но и в Германию.
«Есть идея обратиться к депутатам бундестага ФРГ с просьбой профинансировать возведение такого мемориального комплекса в Бресте», — сообщил общественный активист Виталий Казак. По его словам, местные власти должны пойти на корректировку своих планов, и это будет с пониманием встречено общественностью.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…