Когда чиновникам следует спрашивать мнение народа, а какие решения должны принимать эксперты?
В интервью государственному телеканалу «Беларусь-24» глава Центризбиркома Лидия Ермошина заявила о двояком отношении к референдумам. С одной стороны, «в определенные моменты он необходим, чтобы снять какой-то спорный момент», с другой — «у нас это всегда связано с неким судьбоносным выбором и поэтому у нас любой референдум обостряет политические страсти», считает глава ЦИК.
Означает ли высказывание Ермошиной, что власти Беларуси откажутся от плебисцитов?
Разговоры о референдуме пошли после того, как стала обсуждаться необходимость внесения изменений в Конституцию, «хотя их мог бы принять и парламент», считает экс-кандидат в президенты Александр Козулин.
— Но это вызовет как минимум массу кривотолков, — полагает собеседник.
По его мнению, нормальный референдум всегда хорош, поскольку он по-настоящему может продемонстрировать волю народа. Но в нынешних условиях плебисцит может вызвать отторжение по отношению к его инициаторам. Хотя в соответствии с Конституцией, где прописано, что единственным источником власти является народ, надо спрашивать мнение этого самого народа.
— Однако руководство нашей страны боится мнения народа, отсюда и двойственное отношение к референдумам, которые могут касаться персонально власти, — подчеркивает Александр Козулин. — У нас же отношение к народу как к поголовью, которое должно рожать, служить и платить налоги.
Координатор кампании «Правозащитники за свободные выборы» Валентин Стефанович обращает внимание, что когда проводились предыдущие референдумы, никаких сомнений относительно их целесообразности у Лидии Ермошиной не возникало.
— Это действительно были судьбоносные референдумы. Один из них в 1996 году зафиксировал передачу полномочий фактически в одни руки президента и, по моему личному мнению, уничтожил закрепленный в Конституции принцип разделения властей.
Потом, в 2004 году, были ликвидированы ограничения в два срока на должность президента для одного и того же человека, и Лукашенко получил возможность избираться главой государства неограниченное число раз, отмечает юрист.
Он убежден, что в сложившейся в Беларуси ситуации проводить референдумы вообще вредно.
— В любом случае будет результат, нужный действующему режиму, поскольку наша избирательная система такова, что иного варианта быть не может. Все делается для легитимации этого решения, мол, народ так проголосовал. Это никакой не вид прямой демократии, которой является референдум, — настаивает эксперт.
В то время как Ермошина высказывается о двойственном отношении к плебисцитам, когда речь заходит об отмене смертной казни, высшее руководство ссылается именно на результаты референдума и апеллирует к общественному мнению, однако других случаев это не касается.
— Например, вопроса о строительстве атомной электростанции. Беларусь — постчернобыльская страна, может быть, и надо было бы спросить у людей, но правительство считает, что оно компетентно само решить этот вопрос. Вообще, есть вопросы, решение которых должны принимать эксперты, которые понимают, о чем они говорят. А в 1996 году у людей спрашивали, поддерживаете ли вы предложенный президентом вариант изменений Конституции. Откуда простые люди разбираются в специфике конституционного права? В наших условиях референдум будет очередной манипуляцией, — подытоживает Валентин Стефанович.
Геннадий Косарев, zautra.by
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…