Россия проверяет прочность многих стран Восточной Европы, но реальное направление российских устремлений может лежать гораздо южнее. По крайней мере, в обозримой перспективе.
В Беларуси последние месяцы стало привычным размышлять о том, что коварный Кремль не ест, не спит, а все думает, как бы это проглотить нашу страну. Но реальность может быть другой. Россия проверяет прочность многих стран Восточной Европы, но реальное направление российских устремлений может лежать гораздо южнее. По крайней мере, в обозримой перспективе.
Начиная с царевны Софьи, то есть конца XVII века, Московия, а позже Российская империя приложили огромные усилия для продвижения в северном Причерноморье и на Кавказе. Десять раз воевали Российская и Османская империи. Венцом царского экспансионизма стало ввязывание в Первую мировую войну в надежде овладеть Босфором и Дарданеллами и получить выход в Средиземноморье, на Балканы и Ближний Восток.
Таким образом, в течение более 300 лет черноморский бассейн был притяжением стратегических усилий России, а основной инструмент достижения цели — силовой.
По мнению украинских и румынских исследователей, и в настоящее время Москва стремится обеспечить свое доминирование в регионе, о чем свидетельствует избыточная с учетом закрытости акватории Черного моря мощь Черноморского флота РФ. Избыточная для обороны, но не для наступления.
В черноморских странах открыто говорят о стремлении России установить свой контроль не только над Украиной, но и над Болгарией и странами бывшей Югославии. При этом деструктивное российское воздействие фиксировалось еще до аннексии Крыма. Так, в Румынии считается, что за попыткой импичмента тогдашнему румынскому президенту Трояну Бэсэску стояла Москва. Россию обвиняют в том, что в настоящее время она прилагает усилия к дестабилизации ситуации на западных Балканах, спровоцировав там новый передел границ.
Босния и Герцеговина по существу является протекторатом Евросоюза. Боснийские сербы, хорваты и мусульмане живут в одной стране не из-за того, что возлюбили друг друга после кровавой гражданской войны, а потому что Запад железной рукой удерживает их единство. Его, это единство, и стремится разрушить Москва. При этом ставка делается не на сербов, а на хорватов Герцеговины, которые стремятся объединиться с Хорватией. Но еще более неожиданной выглядит поддержка российскими структурами албанских радикалов, выступающих за создание «Великой Албании», включая Косово, части территории Черногории, Сербии и Македонии.
По мнению украинских специалистов, Россия стремится через установление своего доминирования в Черном море и на западных Балканах добиться пересмотра в свою пользу соглашения о черноморских проливах и обеспечить постоянное и масштабное присутствие своего военного флота в Средиземноморье. С учетом поступления на вооружение российского флота высокоточных ракет «Калибр» это поставит под угрозу ударов практически все европейские столицы. Имеющиеся у России военные базы в Сирии слишком далеки, слишком уязвимы и не позволяют проецировать силу в достаточном масштабе.
Но прежде всего, установление российского доминирования в Черном море может означать полномасштабную блокаду побережий Украины, Грузии и Румынии. А значит, три самых принципиальных оппонента Москвы в регионе могут оказаться вне игры.
Пока в Киеве видят несколько направлений возможного противодействия. Это создание противокорабельных крылатых ракет сухопутного, корабельного и воздушного базирования (проект «Нептун»). Строительство или приобретение ракетных катеров. Получение крупных надводных кораблей с ракетным вооружением от союзников по НАТО. И постоянное присутствие флотов стран НАТО в регионе с одновременным введением жестких санкций против ряда российских черноморских портов и даже отдельных кораблей и пароходных компаний.
В настоящее время в регионе складывается неформальный альянс Киева и Бухареста с целью сдерживания России. Несмотря на сложные отношения в прошлом, в 2014 году Румыния была первой или одной из первых стран, которая начала поставки летального вооружения Украине. А ведь Бухарест является основным региональным партнером в области безопасности для Вашингтона. При этом у Румынии уже сложились, а у Украины складываются близкие отношения в военной сфере с Турцией, у которой свои виды и на черноморский бассейн, и на Кавказ, и на западные Балканы. Причем, по турецкому мнению, для России в этих регионах места особо и нет.
Подытожим. Всего в тысяче километров на юг от наших границ разворачивается весьма сложная комбинация. Может, Кремлю просто будет не до нас?
Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog
Читайте также:
ВПК Беларуси: направления экспорта меняются
Сербия — стратегический партнер Беларуси
Опять про территориальную оборону
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…