Лидер «Солидарности», первый президент демократической Польши (1990—1995), нобелевский лауреат Лех Валенса называет Александра Лукашенко «lisek-chytrusek» — хитрым лисом.
— В недавнем интервью российскому порталу «Спутник» вы упомянули разговор с Борисом Ельциным. Вы сказали ему, что «Россия — это как автомобиль. «Мерседес», «Форд». Прекрасный автомобиль! Но вы на этот автомобиль набросали всякий хлам! Кресла какие-то… Как при переезде! И под этим всем России вообще не видно! Выбросьте на… весь этот хлам! Оставьте все эти республики!» Как вы сейчас опишете отношения России и Беларуси?
— Я бы сказал, что Беларусь сама хочет сесть в этот автомобиль. Добровольно.
— Но в последнее время отношения напряженные. Есть ли для Беларуси реальная угроза со стороны России?
— Мир развивается. То, что сегодня происходит и в России, и в Беларуси, еще 50 лет назад невозможно было себе представить. Столько свободы! Разве во времена Сталина и Брежнева было столько свободы?! Хотя понятно, что это еще не так, как должно быть и как хотели бы белорусы.
Но, повторяю, мир не стоит на месте — компьютеры, интернет… Мы сами становимся все более свободными. А то, что Беларусь становится свободной так медленно, объясняется тем, что вы дольше, чем Польша, находились под коммунизмом. У нас было свободное сельское хозяйство, существовало мелкое предпринимательство, и поэтому было больше шансов освободиться. У вас этот процесс еще какое-то время продлится, но Беларусь получит свою свободу.
— Каково ваше мнение о Лукашенко? Мне кажется, он должен вам нравиться — белорусский президент в некотором смысле отличается простотой, как и вы.
— Это не вопрос симпатии или антипатии. Я его называю «lisek-chytrusek» (хитрый лис. — Еврорадио). Лукашенко понимает, что Запад в данный момент не может серьезно помочь Беларуси.
— Почему?
— Вхождение в Евросоюз новых государств привело к тому, что Европа сегодня не консолидирована, не является в полном смысле этого слова объединенной, и потому не в состоянии присоединить к себе еще и Беларусь. Как следствие, ваш «хитрый лис» пытается что-то получить от России. Поскольку ничего от Европы пока получить не удается.
Я разговаривал несколько раз с Лукашенко, и видно, что человек старается. Но он реалист, потому что видит, каковы условия.
— Интересно слушать, как знаменитый борец за демократию защищает политика, которого долгое время называли последним диктатором Европы.
— «Борец за демократию» выступает против такого вида диктатуры, когда нарушаются базовые права человека. Но он не выступает против той власти, которая заботится об общественном благе, чтит закон и свободу личности.
—И все же нам стоит бояться, что Россия инкорпорирует Беларусь?
— Думаю, что Россия не совершит такой глупости. Ей это просто сейчас не выгодно! От захвата и порабощения получается очень маленькая прибыль. Все время приходится что-то доплачивать… Вдобавок формируется негативный климат. На самом деле, эта политическая концепция приносит одни убытки.
— Что должны делать белорусы?
— Готовиться к свободе!
Марина Гуляева, «Еврорадио»
(Публикуется с сокращениями)
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…